Квадраты

Если большинству людей задать вопрос о том, какие картины Казимра Малевича ему известны, то скорее всего, будет названа одна картина или ответом будет вопрос: «А кто это?». Если же отбросить снобизм и спросить просто, знает ли некто о картине «Черный квадрат», то большинство ответят утвердительно и даже назовут ее «Черный квадрат Малевича». Но вот если попросить порассуждать на тему о том, что бы эта картина могла значить и какой смысл может нести, то услышать можно такое что только бери и записывай.

У меня всегда было собственное объяснение смысла картины и с годами пришлось только утвердиться в этом мнении. Ведь любая картина или другое произведение искусства это – нечто субъективное, что художник явно или скрыто предлагает публике. То есть, это – частица его «я», будь это собственный взгляд на предмет или явление, а если сложнее – то лишь точка, с которой автор предлагает взглянуть не что-то и сделать собственные выводы. Но вот ценители, которые способные найти именно точку обозрения, а не взгляд с нее, обязательно оценят эту тонкость игры и многовариантность дальнейших выводов и будут благодарны именно за это.

И вот «Черный квадрат на белом фоне» дает совершенно невероятный диапазон того, что можно увидеть с этой точки зрения. Достаточно почитать выкладки искусствоведов, чтобы понять, насколько по-разному все видят то, что было уложено в эту картину.

Мне же всегда казалось, что картина эта очень личная, именно для Малевича. Думаю, что он не вкладывал в нее какую-то философию вообще, а сделал нечто подобное автографу или чему-то подобному. Проще говоря, картиной он показал, что обладает своеобразным чувством юмора и на самом деле это был визуальный анекдот.

Ведь как строится анекдот? Обычно формируется сюжет, который изначально рассчитан на определенный ход мыслей обычного человека. То есть, началом сюжета автор истории толкает слушателя в привычное русло, а потом сюжет резко разворачивается и заканчивается совсем не так, как это предполагалось. В результате, реакция на анекдот получается примерно такая: «Ну ты даешь, а я-то думал…!»

Разбирать анекдот по частям – занятие неблагодарное, но из него все же стоит вытащить главный принцип, человек склонен додумывать историю самостоятельно и часто – в очень предсказуемом направлении. Вот и с картиной – то же самое. Скорее всего, что Малевич прекрасно знал, что людей потянет в какие-то философские дебри от вида этого полного минимализма. В этом и бы стеб. Принцип Оккама, названый «бритвой», как раз и говорит о том, что не следует «плодить сущностей» и усложнять там, где все просто и на виду, как на черном квадрате.

Все это к тому, что целый год мы наблюдаем картину «Зеленый квадрат» и с нею получилось все то же, что и с квадратом «Черным». Кстати, все же помнят, что «кварта» это – четверть? И все помнят, что квадрат имеет четыре одинаковых угла? Так вот – зеленый квадрат.

Что только люди год назад не думали об этой картине, что только не дошифровывали себе, ну а что в итоге? А в итоге, надо отбросить все лишнее и смотреть в самую суть нарисованного. «Хуже не будет?» – стало! «Зато будет весело!» – ну и что, весело? И так далее, а в чем же простота? А она очевидна.

Может ли кадровый дипломат, имеющий дипломатическое образование, быть самым главным дипломатом страны? Ответ очевиден и если кто-то плодит сущности, то будет иметь разочарование.

И наоборот, может ли клоун, без опыта дипломатической работы, без дипломатического образования, быть первым дипломатом? И здесь ответ оглушительно прост. И опять же, можно себе что угодно додумывать, наделять его какими-то несуществующими способностями, это все укладывается в канву анекдота, когда рассказчик знает, как работает мышление, а результат окажется простым и прямо противоположным, как и положено анекдоту.

Поэтому, глядя на «Черный квадрат», не стоит уходить в Дзен-буддизм. Нету его там и не было никогда и точно так же, глядя на «Зеленый квадрат», не стоит уходить в маразм. Хотя бы потому, что оттуда можно и не вернуться.

52 Comments on "Квадраты"

  1. Kot Bazilio | 01.06.2020 at 18:59 |

    Прошу прощения у Автора но эта статья не о зеле – сама суть квадрата как фигуры во всех смыслах этого слова, подразумевает что-то – предмет,мысль и т.д. А зеленое недоразумение это бесконечно малая величина которую принято выражать нулем. Причем НУЛЬ по сравнению с этим имеет значение…
    Имхо…

    • Евгений (3-я волна) | 01.06.2020 at 19:06 |

      так Kot Bazilio, дуже влучно!

    • Сегодня портативный наполеон, картинно заложив руку за борт сюртука от Бриони великодушно пообещал: “Я не хочу вмешиваться никаким образом в выборы независимой страны под названием США. И я не буду это делать.”
      Американцев сразу попустило.

  2. Putnic | 01.06.2020 at 19:09 |

    Автор прав: “Проще говоря, картиной он показал, что обладает своеобразным чувством юмора и на самом деле это был визуальный анекдот.” От себя добавлю, что Малевич и все эти дали и пикассо созидали свои шедевры, (хочется взять это слово в кавычки, но чересчур рискованно, никак признанные гении), с издевательской улыбкой, типа посмотрим подавятся или обойдется. Как видите обошлось, более того результат превзошел все ожидания, народ от их полотен тащится и всерьез обсуждает достоинства и недостатки творений. Чувствую себя как непьющий среди хорошо поддатой компании. Боже упаси, никого не хочу обидеть, понимаю почитателей подобных “шедевров”, попробуй тут устоять против общепринятого и забетонированного мнения, что рябое есть белое или что-то в этом роде. Р.S. Имею наглость не считать себя тупым, забитым лохом из глухой провинции, дующим на лампочку. Уж не взыщите.

    • Сергій | 01.06.2020 at 19:24 |

      По поводу таких “художников” есть замечательные рассказы Аверченко (Художники
      Ихневмоны и Крыса на подносе)

    • Вообще-то в статье картина всего лишь повод пройтись по Зе-денту. А если о картинах, то здесь все просто – авангардизм это попытка создать нечто новое поскольку не хочется соревноваться с Рафаэлем и Рембрандтом, мастерами которых почти невозможно превзойти. Небольшая часть этого новаторского творчества по разным причинам показалась зрителям, и осталась в коллекциях, а большая не показалась и пропала. И теперь уже не имеет значения нравится то, что осталось кому-то или нет. О вкусах не спорят…

      • Puzat-Pasuk | 03.06.2020 at 16:24 |

        ну.Пикассо их превзошел.”Девочка на шаре”эот круче и Рембрандта,и Санти

  3. pan_futiy | 01.06.2020 at 19:21 |

    Ой! Лень искать, поэтому голословно, полагаясь лишь на память…
    Где-то когда-то на просторах сети случайно наткнулся на небольшую статейку о “Квадрате Малевича”.
    Якобы при детальном исследовании и обследовании картину просветили не то рентгеном, не то ультра-инфро-чем-то-там-сверхпроникающим, и под слоем черной краски якобы нашли следы какого-то другого изображения.
    Из чего был сделан вывод, что художник просто замазал не понравившуюся свою работу, да так в дальнейшем и не использовал этот холст (или на чем оно там нарисовано).
    Ну а “благодарные потомки” и искусствоведы, забыв или не зная о “бритве Окамма”, уже додумали все остальное…

    • Vadym Kuzmenko | 01.06.2020 at 19:54 |

      Ваш комментарий напомнил мне интересную информацию в отношении фильма “Ягуар”.
      Там персонаж, воплощающий в себе Зло, выходит на ритуальный бой (события происходят в среде индейцев Амазонии) с закрашенными чёрной краской грудью и руками. Вроде бы не очень соответствует представлению об “индейских цветах”. Но…
      Роль этого персонажа исполняет Денни Трехо, который к тому времени имел “на счету” многолетнее пребывание в тюремных застенках с соответствующими “узорами” на теле. Так что чёрная краска понадобилась всего лишь, чтобы закрасить татуировки.

    • Мав таке саме особисте припущення щодо чорного квадрату Малєвича. Бездарна робота. Хоч би там хто щось не казав.
      Всяка мазня “іменитих творців” не заслуговує на увагу, якщо не претендує хоча б на спробу наближення до реальності. Що є красивіше за саму Природу? Нічого!…
      Але особливо, що заслуговує на увагу стосовно змісту статті, так це розкриття аналогії між квадратом чорним та зеленим. Істина, що валялася під ногами, але її ніхто не бачив. Дякую!

      • Puzat-Pasuk | 03.06.2020 at 16:28 |

        Я читал другую версию,что это была всего лишь одна из декораций к спектаклю.И вполне вписывалась в сюжет.А потом уже выставили декорации на выставке и именно квадрат и привлек посетителей

  4. ИМХО, кубизм скрещенный с тестами Роршаха не есть искуссво. А задуматься человеку мыслящему всегда есть над чем.

  5. Скупается за три копейки наследие художника (не важно какого, главное, чтобьі плодовитьій), в течении нескольких лет, опять же, за не дорого, раскручивается имя автора, трехкопеешное дерьмо становится “миллионньім состоянием” и “шедеврами”, кои дарятся музеям уже по текущей оценке, даритель получает миллионньіе налоговьіе льготьі… БИНГО! ПРОФИТ! А дурники хавают, восторгаются, смьісльі ищуть, чем дутую стоимость барахла еще больше увеличивают…

    • Укроп | 02.06.2020 at 06:37 |

      Да, Вы правы. В общем, если надо иллюстрацию что такое хуцпа, то вот она в чистом виде – “творения” этих “художников” и Малевич прекрасная иллюстрация! Люди ищут в этих “квадратах” какой то смысл, или хотя бы анекдот, а суть то проще некуда – из “кое-чего” сделать конфетку и задорого ее продать лохам. А анекдот на эту тему есть – “квадрат был однажды похищен еще при жизни Малевича, но гениальный художник путем титанических усилий сумел создать новый шедевр” 🙂 Мерзкая история вообще то… Памятник человеческой глупости.

  6. Гость | 01.06.2020 at 20:21 |

    Попытки убеждённых поклонников одного лишь фигуративного искусства, считающих, что художник вводит их в заблуждение, исследовать полотно на предмет нахождения иного изначального варианта под верхним слоем живописи совершались неоднократно.

    • Укроп | 02.06.2020 at 06:39 |

      Иначе придется признать себя идиотами, восторгающимися пустышкой.

  7. Гость | 01.06.2020 at 20:23 |

    Осенью 2015 были опубликованы результаты исследований (методом рентгеноскопии), которые подтвердили наличие под изображением «Чёрного квадрата» двух других цветных изображений.

    Первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Чёрным квадратом» это протосупрематическая композиция. Также учёные расшифровали надпись на картине, которая считается авторской (по почерку). Фраза звучит как «Битва негров в тёмной пещере» 🙂

    Автор просто зарисовал неудачные работы черной краской. А народ развесил сопли. Гениально!

    • Александр Ч. | 01.06.2020 at 21:07 |

      Альфонс Алле написал черную картину, которую назвал “Битва негров в пещере темной ночью” в 1882 году, задолго до Малевича. Разве что она не была квадратом, а скорее прямоугольником. На следующий год он представил полностью белую картину, которую назвал “Первое причастие хлоротически-бледных девушек в снежную пору”, а еще через год красную, под названием “Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами”. Это конечно был стёб, как и картины Малевича, тут я полностью согласен с автором. Зеленый квадрат Коломойского с соратниками тоже стёб над 73% биомассой, по другому назвать никак язык не поворачивается.

      • Гость | 01.06.2020 at 23:15 |

        Зебили ищут Зеленского на футбольном поле 🙂

    • Укроп | 02.06.2020 at 06:40 |

      Если и гениально, то всего лишь по наглости. Если наглость, конечно, бывает гениальной…

  8. Укр | 01.06.2020 at 20:52 |

    Кстати, для дзен-буддизма черный квадрат это только черный квадрат, и ничего более ?

  9. Юрій | 01.06.2020 at 20:56 |

    Не даремно автор згадав Дзен-буддизм. В дійсності якщо мати розуміння, що таке коан, то чорний квадрат, це не коан, а його рішення. Нескінченно шикарна річ для медитації. Але невирішене питання таки виникає із статті: «Яким чином елемент абсолютної творчості пересікаються з зеленою макакою?

  10. Валентин | 01.06.2020 at 20:57 |

    Классно.Меня попустило-не надо мудрствовать-черным закрасил ненужный эскиз.Анекдот-высший пилотаж.

  11. Дід Панас | 01.06.2020 at 20:58 |

    Не треба вдивлятися в “ЗЕлений квадрат” – там, в самому “квадраті”, нічого нема! Треба дивитися ПОЗА “квадратом” – на ниточки, які тягнуться за куліси… А поза “квадратом” – КАРНАВАЛ НОН-СТОП, така собі спецтехнологія, розроблена андроповськими “чекістами” на основі культурологічних робіт Бахтіна ще в 1970-х роках… Для реалізації в Україні “карнавалу нон-стоп” до влади і привели цього клоуна!
    🙁
    Мені це було зрозуміло ще від моменту, коли він тільки включився в передвиборні перегони. Я одразу тоді второпав: ага, феесфешники пхають нам клоуна!.. Але якби написав про це матеріал тоді – він би виглядав голослівним. Довелось почекати, доки клоуна виберуть, і він розпочне реалізацію проекту “карнавалізації” України. Отож коли у мене з’явилися докази – я написав статтю про все це неподобство. На “Лінію оборони” її не пропонував, бо там є купа пов’язаних гіперпосилань – а вони з головою видають Тимура Литовченка, як автора… Тому розміщувати їх під тією машкарою, під якою я більш-менш регулярно пишу на “ЛО”, не було сенсу. Хоча посилання до відома я Анти-Колорадосу кинув.
    Однак для начитування на відео та стаття виявилася громіздкою. Отож для начитування Нудним Пенсом я зробив полегшений варіант матеріалу – “Карнавал”: підсумок”. Ось це відео: https://www.youtube.com/watch?v=tOY3I7_c-ig
    В принципі, сам Анти-Колорадос певний час тому почав публікувати деякі мої матеріали на “ЛО” і під моїм справжнім ім’ям. З іншого боку, ресурс “Світоч”, на якому я тоді мав можливість публікувати свої матеріали, зараз перебуває в стадії закриття. Отож треба спитати Анти-Колорадоса: я можу “освіжити” й актуалізувати початковий варіант “карнавальної” статті, який він вивисить на “ЛО” – сподіваюсь, це буде цікаво, бо там є над чим подумати…

  12. Саша | 01.06.2020 at 21:15 |

    Вообще-то, Малевич выдрал этот черный квадрат из декораций к постановке, которые сам и рисовал. Когда разбирали сцену ему попался в руки этот кусок фанеры, который под определенным углом освещения поразил его глубиной черного цвета. Все остальное – фантазия зрителей и критиков, что не уменьшает значение этой работы ))

  13. Н єпатріот | 01.06.2020 at 21:21 |

    у Суворова, який Віктор, є роман про бій-дівку(Контроль чи що? Може помилюсь. Бібліотнка у лугандоні залишилась), яка гроші заробила на “мазнє”

  14. rock-n-roll | 01.06.2020 at 21:30 |

    Не забываем, что после “Чёрного квадрата”, Малевич написал в 1915 году “Красный квадрат”!
    https://uk.wikipedia.org/wiki/Червоний_квадрат

  15. Did Groza | 01.06.2020 at 22:01 |

    Смешно обычно нечто на грани абсурда. Логичное в момент превращения в абсурд бывает забавно. Чистый абсурд – нет.
    Поэтому сверхзабавные шутки в другое время и в иных обществах обычно не воспринимаются, там в общественном сознании грань абсурда либо сместилась, либо была уже далеко.
    В Украине грань абсурда залетела. Над приколами уже можно плакать.

  16. albert | 01.06.2020 at 22:05 |

    обладая энным чувством предвидения, Малевич изначально назвал свою картину “квадратный ноль”

  17. Alex_Y_88 | 01.06.2020 at 22:07 |

    Весь покрытый плесенью, абсолютно весь,
    Квадрат невеЗЕния в Украине есть…

  18. Оксана | 01.06.2020 at 23:12 |

    Простите господа, я редко комментирую Автора, потому, что всегда в унисон, но сегодня просто должна! Не стоит сравнивать великого киевлянина Малевича с зелёным недоразумением. Совсем необязательно проверять рентгеном его полотно. Малевич стоит в одном ряду с художниками, внёсшими в в своё ремесло нечто новое, чего до них просто не было. Малевич стал родоначальником современной рекламы! Почему? Он разделил понятия “цвета” и “формы”. Если раньше любой предмет имел в художественном воплощении цвет- красное яблоко, белое облако, то после “Черного квадрата”, цвет стал просто “цветом” . Он стал заполнять любое пространство, влияя на наше подсознание определенным образом. Именно Малевич провёл ряд экспериментов, когда садил машинисток печатать в комнаты , выкрашенные в разные цвета. Он , например, определил бирюзовый цвет ,как наиболее приемлимы ,для хирургов, оранжевый – для дорожных рабочих. Именно он доказал, что белый цвет в больничных палатах усиливает боль в разы!! А квадрат он написал случайно, закрасив все лишнее на декорациях к спектаклю, который оформлял как художник. Но когда увидел, что получилось, три для был в горячке. И именно этот квадрат не на картинке, которую принято высмеивать, а в непосредственной близости-производит бешеное впечатление своей энергетикой! Кстати, Малевич пробовал копировать свой квадрат несколько раз, но такого эффекта больше не получил!
    Извините за этот небольшой ликбез, но стало обидно от сравнения гения с ничем! Мы должны гордиться нашим соотечественником, перепрыгнувшим в своём творчестве в следующее тысячелетие! Чем не Илон Маск 20 века?

    • Евгений О. | 02.06.2020 at 00:12 |

      Великим киевлянином был Сикорский!
      Величие этого человека видно всем и по сей день.
      Величие же художника, артиста, юмориста и так далее заключается лишь в создании неких развлекающих праздных личностей вещей.
      Художники еще очень прилично могут украсить интерьер.
      Рядом с великими без преуменьшения созидателями, обеспечившими своим разумом и силой духа даже нашу возможность сегодня дискутировать в виртуальном мир называть великими рисовальщиков?
      Простите, это дело сугубо личного вкуса.
      Но тех, кто создал наш мир таким, каким он есть знают очень не многие. А развлекателей и украшателей…
      Ох, простите, о вкусах же не спорят..

      • Не заперечую, що Ігор Сікорський був великим киянином… Але водночас він був великим ІМПЕРЦЕМ і не бачив ніяких перспектив у вільної, самостійної та незалежної України!
        🙁 🙁 🙁
        Все те саме мало місце з іншим великим киянином – Михайлом Булгаковим: теж 100% ІМПЕРЕЦЬ до мозку кісток…
        🙁 🙁 🙁
        Отож зараз і Сікорський, і Булгаков були б серед затятих фанів “руссского міра”. Про це треба пам’ятати.

        • Дмитро | 02.06.2020 at 06:01 |

          Але ж змився-таки до Штатів! Каламбур, та й годі… (Я про Сікорського)

          • Укроп | 02.06.2020 at 06:47 |

            Щоб не творити на користь червоної наволочі. Що в цьому нелогічного?

          • Евгений О. | 02.06.2020 at 06:55 |

            Пошукайте, може знайдете, від чого, як ви кажете, змився.
            Як пишуть, “революційний пролетаріат” задумав його, клятого експлуататора трудового наріда, вбити.
            Про це його ввечері повідомив один з майстрів заводу.
            То він мав залишитись?
            Бо ж народ мудрий?

        • Евгений О. | 02.06.2020 at 06:50 |

          То ж маємо знищити всі вертольоти?

          • Владислав | 02.06.2020 at 07:58 |

            Слабенький аргумент. Гелікоптери одне, а зневага Сікорського до українства інше. За Булгакова взагалі мовчу, бо мало не в кожному творі жовччу сходить, коли про українця пише. А як він ненанвидів Київ, у якому народився і виріс! Вибачте, що не в тему.

          • Ні, вертольоти/гелікоптери хай будуть. Але коли кілька років тому Міжнародному аеропорту Бориспіль пропонували присвоїти ім’я якогось видатного діяча… й серед кандидатів я прочитав ім’я Сікорського!.. Чесне слово, я не знав, реготати чи плакати?! Зрештою, я таки дуже засмутився.
            🙁
            Бо мені свого часу довелося ознайомитися з якоюсь лекцією Сікорського, де він розмірковує про світоустрій. А також почитати мемуари його сина про батька. Ну, імперець вищої проби! Адепт “руссского міра” з самоварами та іншими традиційними атрибутами. Отож я був за те, щоб аеропорт “Бориспіль” назвати ім.Казимира Малевича – аде тільки не Ігоря Сікорського!!! При всій повазі до генія – винахідника гелікоптерів…

    • Укроп | 02.06.2020 at 06:46 |

      Если упоминают слово “энергетика” без физического смысла, а в том, в котором его используют шарлатаны, то это уже маркер. Вы попались на удочку, увы… И. Есть подозрения, что и цыгане на Вас тоже влияют, будьте осторожны 🙂

    • Exorcist | 02.06.2020 at 09:39 |

      Хотя бы тем що комунист он был. И как личность то ещё Г

  19. Оксана | 02.06.2020 at 00:32 |

    Ну что же, это только подтверждает максиму, что нет пророка в своём отечестве! Жаль, что нашим политикам и политическим комментаторам чужда сфера прекрасного, именно прекрасного, а не развлекательно- украшательная, анекдотическая и пр
    Простите, ничего личного

    • Евгений (3-я волна) | 02.06.2020 at 01:56 |

      Дякую за Ваш попередній коментар – дуже пізнавально!

    • Евгений О. | 02.06.2020 at 06:57 |

      Не будет ли нескромной просьба поделиться источниками информации о столь многогранных исследованияж Малевича?

      • Укроп | 02.06.2020 at 12:10 |

        Вас тоже обуяли сомнения может ли наглец, выдавший эту мазню за “картину”, обладать еще какими то достоинствами? 🙂

        • Евгений О. | 02.06.2020 at 20:06 |

          Нет.
          Просто имею представление о том, какого времени сил и какой квалификации требуют деяния, приписанные Малевичу.
          С поправкой на время. Время, характерное весьма “разнообразным” тогда отношением властей ко всевозможным интеллектуальным продуктам и их авторам…

    • albert | 02.06.2020 at 17:43 |

      оставлю К. тут-)
      Иногда художник, когда начатая картина, идея не имеет продолжения длительное время, ставит для себя крест на этом холсте. Кто-то бросает его в огонь, кто-то рвёт в клочья, кто-то заливает краской. Др. словами -пытается уничтожить не реализовавшуюся идею. Может Малевич выбрал такой путь, в виде чёрного квадрата. И не более.
      Создание картин, а также любое творчество, гораздо более эмоционально тонкий внутренний процесс.
      -Это не кувалдой по шпалам х-ть, продавать шампунь или быть политиком

  20. Дмитро | 02.06.2020 at 06:02 |

    На заглавном фото что, обложка альбома “Группа Крови” “Кино”?)) ?

  21. Черный и красный квадраты. 1915 год. Українець же!

Comments are closed.