Эрнан Кортес и храм Хуицилопутли (Часть 2)

Однако, вернёмся к битве при Отумбе, вкратце пробежавшись по цепочке событий, ей предшествовавших. В 1519 году сформированная на Кубе экспедиция Кортеса, состоявшая из 570 солдат, 100 матросов и 200 человек вспомогательного состава, высадилась на материковом побережье Мексиканского залива, основала крепость Вера-Крус и через некоторое время двинулась вглубь континента, вдохновлённая рассказами прибрежных индейцев о несметных богатствах Теночтитлана – столицы империи ацтеков. Кроме того, прибрежные племена жаловались испанцам на сильный гнёт и притеснения со стороны ацтеков, которые требовали дань не только продуктами экономической деятельности, но и людьми для своих жертвоприношений. Кортес обещал индейцам свое покровительство и защиту.

По пути к Теночтитлану союзником Кортеса стала Тлашкала – примерный аналог Северного Кавказа, регион, столетиями боровшийся против гнёта ацтеков, и единственный, оставшийся независимым горный народ, полностью окружённый империей. У тлашкальтеков не было даже соли – вся внешняя торговля блокировалась ацтеками. Союз Тлашкалы с Кортесом стал решающим событием как для индейцев, так и для конкистадоров: армия испанцев получила значительное подкрепление людскими и материальными ресурсами, а народ тлашкальтеков после победы над ацтеками получил полное освобождение от всех испанских налогов и ряд других привилегий, действовавших более 300 лет до самого провозглашения Мексикой независимости.

Правивший в то время император ацтеков Монтесума II находился под влиянием древнего пророчества, согласно которому, власть ацтеков закончится, когда с востока вернётся изгнанный ранее бог Кетцалькоатль в сопровождении своих воинов. Соответственно, высадившихся на побережье белых европейцев приняли за посланников Кетцалькоатля, явившихся во исполнение этого пророчества. Монтесума крайне не хотел отдавать власть, и в то же время остерегался пойти против божества. Об этом свидетельствуют его многочисленные, но всегда неудачные попытки помешать продвижению Кортеса к Теночтитлану и уничтожить испанцев ещё на подходе. После провала всех ловушек и заговоров, Монтесума впустил Кортеса в Теночтитлан и решил расправиться с пришельцами в городе, но сделать это так, чтобы никто не мог упрекнуть императора в противостоянии богам, а виновными оказались сами пришельцы.

Похожим образом ведёт себя Московия, надевшая овечью шкуру и допустившая к себе в 90-х западные инвестиции, которые подняли рухнувшую экономику совка. В стране вечнозелёных помидоров появились автомобили BMW, телевизоры Philips и йогурты Danon. Теперь, пересев на BMW и отъевшись «Даноном», московит не только принялся изрыгать угрозы в адрес Запада с экрана телевизора Philips, но и вполне реально воевать с ним в горячих точках и в киберпространстве.

Дождавшись удобного момента, ацтеки напали на испанский гарнизон в Теночтитлане, и устроили Кортесу кровавую баню, перебив две трети отряда конкистадоров и почти всех его тлашкальских союзников. При отходе из ацтекской столицы в ночь с 30 июня на 1 июля 1520 года испанцы полностью потеряли свою артиллерию и тяжёлое вооружение, большую часть обоза и вспомогательного состава. В мясорубке «Ночи печали» чудом уцелели лишь 23 лошади из 96. После ночной атаки отряд Кортеса, по данным Берналя Диаса, сократился с 1300 до 440 человек, причём среди выживших не было ни одного избежавшего боевых ранений. Участь же тех, кто попал в плен к ацтекам, была намного ужаснее тех, кто погиб в этом бою. Их сердца были вырваны на пирамидах храма Уицилопочтли (Huitzilopochtli) , головы отрублены, а тела съедены. Таков был стандартный ритуал общества, в котором нынешняя Московия усматривает родственную душу, и до сих пор правит Википедию в стиле «подлые конкистадоры загубили великую цивилизацию».

Семь дней ацтеки преследовали вырвавшихся из каменного мешка Теночтитлана 440 испанцев, постоянно донимая их мелкими стычками, лишая израненных людей сна и отдыха. Отряд Кортеса питался подножным кормом, поскольку тактика «выжженой земли» применялась в войнах везде и всегда. Отсюда легко представить себе состояние испанцев, когда 7 июля они вышли на равнину близ населённого пункта Отумба, и увидели, что вся она заполнена вражескими воинами. Ацтеки собрали здесь почти 20-тысячное войско для того, чтобы окончательно разгромить испанцев и порадовать своего бога Уицилопочтли (Huitzilopochtli)  новыми жертвами, а себя – свежим человеческим мясом.

У Кортеса было 23 всадника на израненных и изнурённых лошадях, четыре сотни таких же израненных пехотинцев, человек 800 тлашкальских индейцев, полное отсутствие артиллерии, и остатки обоза с несколькими женщинами и имуществом.  Он находился на территории самой могущественной индейской империи, а перед ним стояли, выражаясь языком старинных книг, «несметные полчища кровожадных врагов». Вполне возможно, что их было не 20000, как пишет Берналь Диас, а меньше. Но даже если их было меньше в два раза, соотношение сил даёт десятикратный перевес ацтеков над испанцами. 

Оружием ацтеков были пращи, короткие метательные копья, луки со стрелами, и деревянные мечи макуауитль с острыми вставками из обсидиана, которые по режущим свойствам превосходили стальные клинки европейцев. В качестве защиты индейцы использовали небольшие круглые деревянные щиты и толстые хлопковые панцири, по виду и по структуре более всего похожие на московитский ватник. Ватники хорошо защищали от стрел, выпущенных из лука, но были уязвимы перед выстрелом из испанского арбалета.  

(окончание следует)

1 Comment on "Эрнан Кортес и храм Хуицилопутли (Часть 2)"

  1. Остап | 26.06.2020 at 09:29 |

    И тут напрашивается один вопрос: ̶к̶а̶к̶о̶г̶о̶ ̶ч̶е̶р̶т̶а̶ на что похож зиккурат на лобной площади Московии?

Comments are closed.