“Морской лев”, за и против (Часть 1)

Несколько раз и из нескольких довольно авторитетных источников пришлось почерпнуть информацию о том, что операция «Морской Лев» или высадка на Британские острова была фикцией, и на самом деле, ничего такого и не планировалось. Один из авторов такой идеи даже рассуждал о том, что Германия не смогла бы провести такую десантную операцию, если бы даже смогла. И даже удайся высадка десанта, то с учетом огромного флота Британии, этого сделать было бы невозможно.

Но такое изложение тех исторических событий, как минимум, унижают масштаб фигур Уинстона Черчилля и Адольфа Гитлера. Первого – за то, что тот боролся с мельницами, а второго – за генерацию нереальных прожектов, которые в принципе не осуществимы. Проще говоря, возникала ассоциация с «испанским летчиком», который все разобрал по полочкам и пожурил эти два исторических персонажа за бестолковость.

Но чем больше погружаешься в то, что и как делали Черчилль и Гитлер, тем больше приходишь к выводу о том, что это были абсолютно незаурядные личности, способные делать, казалось бы, невозможные вещи. Другое дело, что их судьбы сложились противоположно, но ведь на то она и война. В ней есть победитель и есть побежденный. Причем, и тот, и другой могут быт очень талантливыми и фартовыми.

Наверное, для оценки того, что происходило во время Второй Мировой войны желательно отойти от оценок людей, которые либо работали на совок, либо работали против него, поскольку и одни, и другие были им деформированы. Пусть они делали диаметрально противоположные выводы, но на все смотрели через призму совковой пропагандистской модели, подтверждая или отрицая ее.

На самом деле, и Черчилль, и Гитлер не просто всерьез относились к неизбежности вторжения Рейха на Альбион, а предпринимали практические действия в этом направлении, хоть и по разную сторону окопов. Особенно это касалось Гитлера, который только что принял капитуляцию поверженной Франции.

Всего через месяц после эпопеи с эвакуацией войск их Дюнкерка, где британский экспедиционный корпус оставил практически все тяжелое вооружение сухопутной армии, включая артиллерию и бронетехнику, Гитлер предложил Британии мир, от чего та отказалась. Именно тогда Гитлер подписал свою знаменитую директиву №16, которая и ввела в действие план «Морской лев».

Но насколько этот план был реалистичным? При его разработке предполагалось, что силы вторжения должны будут иметь безусловное превосходство перед противником в авиации и флоте. Но летом 1940 года не было ни того, ни другого. Тем не менее, маршал авиации Геринг заявил Гитлеру о том, что если морякам не хватит сил для того, чтобы нейтрализовать британский флот на то время, когда будет осуществлена десантная операция, Люфтваффе все возьмет на себя и решит этот вопрос. В итоге, было решено, что перед началом операции будут поставлены мощные минные заграждения у входа в Ла Манш, и они задержат подход королевского флота ровно столько, сколько будет длиться десантная операция.

(окончание следует)