Позор, как причина праздника (Часть 1)

Любая страна, независимо от общественно-политического устройства, времени, в котором она существует, невзирая на размеры или древность существования, имеет свой пантеон героев и праздники, связанные с этими героями. Собственно говоря, эти праздники, открывающие дверь в пантеон героев, и есть то связующее звено, которое собирает в одну общность население всей страны и связывает его с теми поколениями, которые строили эту самую страну.

По тому, какой набор праздников – можно многое сказать о стране, а пристально изучая перечень героев, можно понять внутреннюю сущность населения этой страны. В самом деле, вот вы пришли к кому-то в гости, а там в стену или потолок вмонтирован огромный металлический крюк. Что вы подумаете о хозяевах этого жилища? Или даже не так, вы сразу обратите внимание на то, что живущие в этой квартире где-то нашли этот крюк, приложили усилия для того, чтобы его вмонтировать и понимаете, что просто так они этого никогда не сделали бы, и если вы его видите, значит у хозяев были не просто мысли как-то его использовать, а это стало воплощением какого-то длинного ряда этих мыслей.

Почему именно крюк? А это жесткая аллегория, которой трудно придумать какое-то утилитарное применение. Но вот подобные крюки стоят, висят, лежат на улицах городов любой страны. Согласимся, для того, чтобы слепить даже небольшой памятник с фигурой человека или что-то в этом роде, должен быть изначальный замысел, потом – длительное и часто – дорогое его воплощение, и от нечего делать с ним никто не станет возиться.

Все, кто рассказывает о том, что это – символ, увековечивающий память о том или ином персонаже – врут с самого начала. Этот памятник должен стоять на кладбище. Вот там, на могиле этого человека он и будет увековечивать память именно о нем. Это можно видеть сейчас в нормальных странах, где кладбища не уничтожались по идеологическим соображениям и там можно увидеть то, как выглядит памятник на своем месте.

Если же памятник стоит не на могиле, то он уже несет другую функцию. Здесь память именно об этом человеке – вторична, а первично то событие или деяние, которое связано с этим человеком. Не удивительно, что в таком памятнике уже присутствует не смиренный образ человека, а какая-то динамика, экспрессия, связанная с ним. Вот он сидит на лошади и куда-то указывает своим оружием, а вот он просто поднимается с колена, а другой – держит в руках что-то, имеющее свой собственный символизм.

Но даже когда динамика вроде бы и не просматривается, символизм вполне может присутствовать в массе деталей, которые заметны только знающему человеку. И вот именно этот символизм дает представление о том, что в этой стране считают настолько важным, чтобы потратить время, средства и часто – очень видное и дорогое место, чтобы поставить эту самую фигуру.

И вот с этими зрительными образами связаны праздники, которые отмечаются в этой стране. То есть, абстрактное мероприятие – праздник, опирается на вполне конкретный визуальный образ, который и дает некую законченность всему замыслу. Ведь хорошо известно, что большей части людей нужно визуализировать абстрактную идею для того, чтобы она воспринималась в принципе.

Но во всей этой последовательности действий есть важный момент. Для указанных выше целей отбираются персонажи либо события, которые в данном конкретном обществе считаются выдающимися. Причем, большая часть таких событий связана с войнами. А это значит, что у победителя монумент будет вызывать положительные эмоции, а у побежденного, часто – соседнего народа – отрицательные.

(окончание следует)