В тылу экспансии (Часть 2)

Если на эти процессы смотреть под этим углом зрения, то любая страна, претендующая на новые территории, имеет в виду что угодно, только не наведение порядка на своей собственной земле. Это делает РФ, и это пытается делать Китай. Имея громадную территорию, которая только вкраплениями доведена до какого-то приличного вида, Китай имеет территориальные претензии практически ко всем своим соседям. Более того, он уже имел войны или военные столкновения, не переросшие в войну с: совком, Индией, Вьетнамом и Тайванем. Сейчас Китай не скрывает своего желания приращивать собственные территории.

Эта позиция имеет обратную сторону, которая гласит о том, что наводить чистоту и блеск у себя дома, там уже не хотят. А в таких случаях экспансионизм имеет свой второй слой – полное закручивание гаек внутри страны, ибо как было в старой совковой песне «Если завтра в поход».

А ведь сам Китай не однородный монолит, который готов рвануть туда, куда ему скажут. Хотя, «омоноличенная часть общества» действительно составляет огромную массу, многократно превышающую население почти любой современной страны, кроме Индии. И тем не менее, там имеются свои проблемы, которые Китай тщательно скрывает.

Недавно стало известно, что Конгресс США принял документ, осуждающий Китай за политику угнетения, проводимую в отношение уйгурского населения страны. В пылу других баталий и в первую очередь – эпопеи с импичментом, эта тема прошла у нас транзитом и даже никого не зацепила.

На самом деле, на Западе громыхнул грандиозный скандал, связанный с тем, что в сеть ушла пачка копий китайских государственных документов для внутреннего пользования, в которых рутинно описано функционирования, по сути – концлагерей для уйгуров.

Эти документы собрала и предала гласности уйгурская беженка, а ныне – гражданка Нидерландов – Асия Абдулахеб. Уйгуры – мусульманское меньшинство в Китае, но тем не менее, это – относительное меньшинство. Судя по данным документам, в специальных «реабилитационных лагерях» содержится до трех миллионов человек, где правительство перевоспитывает их, избавляя от экстремизма. А начиная с 2014 года, это перевоспитание стало приводить к физическому исчезновению уйгуров.

Асия собрала эти документы и опубликовала их часть в Твиттере, после чего закрутилась мощная история, поскольку достоверность содержания этих документов подтвердил немецкий исследователь Адриан Зенц. Он заявил, что видела такие и подобные документы лично, просто ему не удалось получить с них копии. Подробнее об этом можно почитать в голландской прессе.

Косвенно, подлинность документов подтвердило и то, что Асия и ее семья стали получать угрозы по совершенно различным каналом и даже их бывшие друзья внезапно стали предлагать избавиться от документов и забыть о них. Это натолкнуло ее на мысль о переезде в США, поскольку вопросы безопасности встали в полный рост. Это и не удивительно, поскольку обладание такими документами в Китае стоило бы ей либо 10 лет тюрьмы, либо расстрела.

Эта история вскрыла то, о чем мы могли догадываться и что не стало неожиданностью. Китай успешно эксплуатирует систему, подобную совковому ГУЛАГу и даже официально заявленные цели примерно такие же – исправление сепаратистов и преступников, а теперь вот уже речь идет и об их уничтожении.

Собственно говоря, именно здесь проходит раздел между Востоком и Западом. Запад пытается строить максимально комфортную среду обитания, и между прочим, этот Запад может оказаться прямо рядом с Китаем, в Японии, например, а Восток – не наведя порядка у себя дома, идет захватывать чужие земли.

Но есть еще один момент, который следует учесть, пытаясь как-то понять, что же это за дичь такая и как она работает. Без нее ситуация действительно будет выглядеть как экспансия экзистенциальной империи зла с армией бездумных и бездушных штурмовиков.

(окончание следует)