В тылу экспансии (Часть 1)

Недавно сама собой образовалась дискуссия о Китае и его внутренней пружине, которая внезапно стала распрямляться и подминать под себя ресурсы, народы и территории. В обсуждении коллеги демонстрировали знание предмета и если кто-то имеет желание раскрыть эту тему – пробуйте.

Думаю, это пусть и не основная для нас тема, но кто его знает, как оно будет складываться. Еще недавно попахивало возвратом Китаю земель на Дальнем Востоке, когда Путин отдал остров, но теперь кажется, что даже всей Сибирью дело не ограничится. Поэтому совсем упускать из виду эту тему просто нельзя.

Здесь мы предлагаем две точки зрения на то, каким образом развиваются события, и что из этого может получиться. По крайней мере, даже этот взгляд поможет посмотреть на Московию, нашего извечного врага, несколько иначе, что всегда полезно.

Для того, чтобы ознакомиться с официальным фасадом Китая, можно зайти на сайты центральных китайских изданий, например «Женьминь Жибао» или «Синьхуа», и почерпнуть представление о политике партии и правительства, о постоянном улучшении, углублении и расширении. Наверное тем, кто не застал совок и не знаком с тем, как работала пресса того времени, все это покажется занимательным и информативным.

Но тем, у кого имеется прививка от «новояза», этого окажется решительно недостаточно и захочется копнуть немного глубже, но как и в совке, с таким копанием окажется не все просто. Дело в том, что фасадная и внутренняя часть авторитарного государства – это разные вещи. А после того, как Си Цзиньпин стал бессмертным правителем Китая, он безусловно стал авторитарной державой.

В первом приближении можно заметить, что нынешние вменяемые государства работают над тем, чтобы сделать свою территорию чистой, безопасной и удобной для жизни. Как только ставится такая задача, сразу возникает вопрос о том, сколько нужно средств и времени для того, чтобы привести все в порядок. Оказывается, что нужны сотни миллиардов, а то и триллионы долларов и несколько десятков лет, чтобы получить желаемый результат хотя бы в первом приближении.

Отсюда следует, что если так выстроена парадигма государственности, то такое государство априори не станет присоединять к себе лишние территории, поскольку прекрасно понимает, сколько и чего это будет стоить. Для иллюстрации того, как это работает, приведу два примера.

На излете совка, когда началась рушиться система социалистического лагеря, пошел процесс воссоединения Германии, когда к более мощной и развитой Западной Германии, присоединилась Германия Восточная. С тех пор прошло 30 лет, а интеграция так и не состоялась на все 100%. Но даже то, что уже сделано за 30 лет, стоит просто фантастических денег.

Поэтому, когда речь заходит о теоретической возможности возврата Германии нынешней Калининградской области, в Берлине включают калькулятор, выдыхают и откладывают эту тему для лучших времен. А ведь основания так ставить вопрос имеются. РФ сейчас владеет этим куском земли без любых юридических оснований.

Второй пример касается ЕС. Просто посмотрите, сколько условий должна выполнить страна-кандидат, чтобы получить добро на вступление в Евросоюз. Проще говоря, тут работает обратный экспансионизму алгоритм. ЕС активно сдерживает желающих к нему присоединиться и очень скептически относится к новым соискателям места в союзе.

(окончание следует)