Тора! Тора!… Тора? (Часть 3)

В итоге, адмирал Нагумо объявил о своем решении начать операцию:

«1.Силы противника на Гавайских островах состоят из восьми линейных кораблей, двух авианосцев, около десяти тяжелых и шести легких крейсеров. Авианосцы и тяжелые крейсеры, кажется, находятся в море, но остальные – находятся в гавани. Те силы, что уходят в море, чаще всего находятся в тренировочном районе к югу от острова Мауи.

2.Если не произойдет непредвиденная ситуация сегодня вечером, наша атака на Перл-Харбор начнется завтра.

3.Пока что нет никаких признаков того, что противник был предупрежден, но это не повод ослаблять нашу бдительность».

В 5:30 7 декабря в направлении Перл-Харбора отправился самолет-разведчик «Зеро», пилотируемый Чикума и Тон. В их задачу входило произвести доразведку ситуации в целевом районе.

В 6:00 было получено подтверждение неизменности ситуации в Перл-Харбор и авианосцы взяли курс «против ветра», для обеспечения лучших условий взлетающим самолетам.

В 6:15 начался вздет 183 боевых самолетов, которые взяли курс на Перл-Харбор.

Дальнейшие события довольно хорошо описаны и нет смысла повторять их еще раз. Первая волна самолетов начала атаку в 7:55 и нанесла огромный ущерб, воспользовавшись внезапностью первого удара. После часа бомбардировок самолеты ушли к своим авианосцам.

Вслед за первой волной пришла вторая, и ее тактикой было сосредоточение усилий на кораблях, которые демонстрировали наибольшую активность зенитного огня. К тому времени все, кто еще мог вести оборонительные действия – были на месте, и там, где корабли имели меньше повреждений, огонь был наиболее плотным. Именно эти корабли и получили основную часть удара второй волны.

Но с учетом того, что эффект внезапности уже был реализован и американцы использовали все возможности для защиты, а так же благодаря облачности и дыму от пожаров на берегу и кораблях, второй волне было уже сложнее и она понесла большие потери, чем первая – шесть истребителей и четырнадцать пикирующих бомбардировщиков.

Фучида отмечает, что в воздух все же поднялось несколько американских истребителей и они сражались с упорством, достойным восхищений, но не смогли нанести сколько-нибудь заметного ущерба, поскольку силы были абсолютно неравными и они просто физически не могли хоть как-то повлиять на ситуацию.

Его самолет израсходовал боекомплект еще в ходе первой волны атаки, но находился в целевом районе вплоть до окончания атаки второй волны. Ее результаты он наблюдал лично и описал это примерно так:

«После того, как вторая волна вернулась к авианосцам, я снова облетел Перл-Харбор, чтобы наблюдать и фотографировать результаты. Я насчитал четыре линкора, однозначно потопленных и три сильно поврежденных. Еще один линкор был слегка поврежден, а другим типам кораблей был нанесен существенный ущерб. База гидросамолётов на острове Форд была в огне, как и аэродромы, особенно Уилер Филд.

Детальный осмотр повреждений был невозможен из-за густой завесы черного дыма. Характер повреждений аэродромов было трудно определить, но было очевидно, что самолеты на них не могли взлететь. За три часа пребывания моего самолета в этом районе мы не встретили ни одного вражеского самолета. Казалось, что по крайней мере половина воздушных сил острова, должно быть, была уничтожена. Однако несколько ангаров остались нетронутыми, и, возможно, в некоторых из них были самолеты, которые не пострадали от налета».

(окончание следует)