Послание от Моравецкого (Часть 2)

PZL-38 Wilk

Поляки на себе почувствовали, что означает «помощь угнетенному пролетариату» и как с этим успешно бороться. Тогда удалось эффективно придушить внутри Польши всяких левых и красных, а лаптеногих освободителей удалось разгромить под чистую. Но большевики еще в начале 20-х годов подняли лозунг и ныне популярный в РФ – «можем повторить». То есть, в тот раз полякам удалось отстоять свою независимость и они начали укреплять оборону, имея в виду основного противника, который и не скрывал своих намерений напасть еще раз, когда соберется с силами.

Тем не менее, более или менее успешно наладить экономику Польши удалось примерно к 1924 году. По крайней мере, тогда остановилась гиперинфляция, но передышка оказалась недолгой, поскольку через несколько лет все сново пошло в минус, поскольку началась мировая депрессия. От нее пострадали все страны, включая и Польшу.

Ситуация стала налаживаться к середине тридцатых годов и тогда стало очевидно, что Европа быстрым темпом движется к войне, а с учетом того, что индустриализация, проводимая большевиками, на самом деле была милитаризацией, то Польше надо было готовиться к войне в первую очередь, поскольку она имела протяженную сухопутную границу со страной победившего себя пролетариата.

В 1936 году был разработан план коренной модернизации вооруженных сил. Согласно этому плану, который был частью общего развития Польши, в период с 1937-го по 1942-й год, на нужды обороны должно было уйти 6 миллиардов злотых. По тем временам это – фантастическая сумма, и как отмечают специалисты, выполнение этого плана могло уложить остальную экономику Польши.

Тем не менее, общие тенденции развития вооруженных сил были намечены и обозначены приоритетные направления военного строительства. Таковыми оказались: авиация, связь, бронетанковые войска, военно-морской флот. Реальность оказалась более суровой и постановлением от 21 января 1937 года было выделено около миллиарда злотых на период 1937-40 годы. Таким образом, из обозначенных 6 млрд. потребностей предполагалось выделить 2 млрд. или немного больше, на тот же самый срок.

Но тут важно учитывать, что на нужды обороны шли средства, номинально проходящие по другим статьям расходов. Так было 5 февраля 1937 года, когда по представлению премьер-министра Польши Евгения Квятковского, Сейм принял решение о строительстве «Центрального промышленного района» и 21 марта началось это гигантское строительство посреди Сандомерского леса.

Планы строительства предполагали создание с нуля сталелитейного комплекса, механического завода по производству артиллерийских орудий и другой военной техники, а также – строительство города Сталова Вола. Строительство Южного завода и города протекало беспрецедентными темпами: в декабре 1937 года было завершено строительство первого блока для сотрудников ЗП, в мае 1938 года была собрана и выпущена первая пушка, в сентябре была завершена первая выплавка стали, в марте 1939 года было завершено строительство прокатного стана, а в июне президент Игнаций Могицки принял участие в торжественном открытии и торжественном пуске всего комплекса.

Произошло это всего за два с небольших месяца до начала германского вторжения. Польша только-только получила те мощности, которые могли обеспечить оборонную промышленность всем необходимым. Но даже без этого, промышленность не бездействовала.

(окончание следует)

10 Comments on "Послание от Моравецкого (Часть 2)"

  1. Страны Запада гнали в Советский Союз бомбардировщики и авиационные двигатели из Франции, танковые двигатели БМВ из Германии, танки Виккерс и КарденЛлойд из Британии, танки Кристи из Америки, и все это выдавалось за «металлолом» или за сугубо мирную продукцию.
    Подложные документы, по которым образцы вооружения перебрасывались в СССР, – это фиговые листочки, которыми Запад прикрывал свой позор.
    Рассказывает один из самых замечательных советских летчиков-испытателей Игорь Шелест.
    В 1925 году, во Францию прибыл некто Минов. Официальный ранг – красвоенлет. Красный военный летчик. В 1920 году, красвоенлет Минов воевал в Польше за то, чтобы Германию и Францию включить в братский союз.
    Польша отбила «красных коней», и было решено пересаживаться на красные танки и красные самолеты. Красвоенлет Минов имеет боевую задачу – добыть авиационные двигатели: побольше, качеством получше да подешевле. Минов находит «довольно легкомысленного юношу» и двигатели приобретает. «Его коммерческая сделка не могла не вызвать удивления: он закупил „по случаю“ около четырех тысяч авиамоторов „Рон“.
    Меня упрекали за «Аквариум» – что-то вы там как-то не по-шпионски действуете: без плащей и без кинжалов. Отвечаю: а зачем в шпионов играть, если все на поверхности лежит. Вот любуйтесь, как красвоенлет Минов действует. Он добыл четыре тысячи авиационных двигателей. Это примерно столько, сколько у Гитлера было 21 июня 1941 года на советской границе.
    Осталось красвоенлету Минову двигатели оплатить и вывезти. Но как вывезти стратегический груз из прекрасной Франции? Очень даже просто. «И сделка состоялась. В результате Советский Союз закупил около пятисот тонн „металлолома“ по соответствующей этому товару
    цене».
    Вот он, класс работы!
    Красвоенлет Минов заказывает несколько бомбардировщиков, фирма заказ выполнила. Бомбардировщики надо принимать.
    «Стало известно, что принимать их приедет из Москвы некий инженер Петров… Под фамилией Петров, в Париж приехал не кто иной, как сам… начальник Военно-Воздушных Сил, Петр Ионович Баранов… „Петров“ остался доволен выполненным заказом и той информацией, на которую не поскупились гостеприимные французы.
    – Ну вот, милейший скептик, – сказал Петр Ионович Минову, – дела наши к концу, и все идет на редкость гладко. На днях я вынырну в Москве так же незаметно, как провел время у вас в гостях.
    И все шло хорошо, и «Петров» отбыл на парижский Северный вокзал (Гар дю Hop – для точности), вышли с Миновым покурить перед вагоном… тут-то «Петрова» и опознали!
    «Оба курили у тамбура вагона, когда Минов увидел сияющего в улыбке министра авиации Франции Лорана Эйнека. В штатском, с красными розами в руке, министр в сопровождении адъютанта направился прямо к ним. Лоран Эйнек был очень любезен в прощальной речи.
    Он сокрушался, что слишком поздно узнал о пребывании столь высокого гостя, что, не будь его, министра, досадной неосведомленности, коллега мог бы увидеть и узнать здесь несравненно больше»
    (Шелест И. С крыла на крыло. М.: Молодая гвардия, 1977. С. 140–143).
    К чему плащи? К чему кинжалы? Коллега мог бы увидеть и узнать несравненно больше!
    Вот ситуация: «легкомысленный юноша» продает Сталину тысячи авиационных двигателей по цене металлолома, а французские таможенные чиновники и полиция – не могут понять разницы между грудами ржавых железок, и новенькими, в заводской упаковке, в защитном изолирующем покрытии авиационными двигателями. Гениальный американский танковый конструктор идет на подлог, Государственный департамент отлично знает, какие именно «тракторы» создает Вальтер Кристи, но дает разрешение на вывоз «тракторов», а американские таможенники никак не поймут разницы между сельскохозяйственным трактором и броневым хищным корпусом быстроходного танка.
    Советские товарищи объявили, что присоединят Францию к нерушимому Союзу, а красному летчику, который сам уже воевал за то, чтобы Европу сделать коммунистической, в Париже – почет и доступ к любым французским секретам.
    Пусть говорят, что Сталин не был готов сокрушить Европу.
    Но были ли готовы защищать свою свободу все эти «легкомысленные юноши», гениальные конструкторы и восторженные министры с букетами алых роз?

    В.Суворов, «Последняя республика»

    • Кому интересно, вот ссылка на приведённую цитату из книги Шелеста: https://www.litmir.me/br/?b=139317&p=24
      ____________
      Да, ещё одна цитата из неё:
      ” – Ну вот, милейший скептик, – сказал однажды, бреясь, Петр Ионович Минову, – дела наши к концу, и все идет на редкость гладко. На днях я вынырну в Москве так же незаметно, как провел время у вас в гостях.
      В передней прозвенел звонок, и Минов принял письмо.
      На конверте значилось: “Русскому Начальнику Военно-Воздушных Сил Петру И. Баранову от фирмы “Фарман”.
      Необычайно любезно фирма сообщала ДАННЫЕ НОВОГО САМОЛЁТА “Фарман-Жабирю”.
      ДАННЫЕ, ОЧЕНЬ НАС ИНТЕРЕСОВАВШИЕ, но у Баранова вытянулось лицо.
      – Верните немедленно письмо обратно… Никакого русского начальника Военно-Воздушных Сил здесь нет!..
      – Полагаю, Петр Ионович, теперь можно ждать и других сюрпризов в этом роде, – улыбнулся Минов.
      Баранов был не в духе.
      Однако последние дни пребывания “инженера Петрова” в Париже прошли спокойно.
      За допущенную ошибку, фирма принесла извинения, мол, перепутан адресат”

  2. Сергей | 13.11.2019 at 17:37 |

    Slav | Листопад 13, 2019 at 13:27 | Відповіcти

    Что то я теряюсь. Вроде всего Суворова прочитал. Основной лейтмотив его книг – Союз готовился к войне как никто другой, и образцы вооружения (танки, артиллерия)к 39-40 году были лучшие у Сталина. Какие танки Кристи из Штатов? Как мишени на полигоне использовать? Какие танковые двигатели БМВ? Наверное Суворов сам запутался и других путает?! Надо Последнюю республику перечитать, какая то каша получаеться….

    • “Какие танки Кристи из Штатов?”-танк В.Крісті став прототипом “БТ-5,7” і таки “Т-34”.
      “Какие танковые двигатели БМВ?”-БМВ випускав авіаційні двигуни, але оскільки німецькі танкові конструктори не стромоглися на достойний танковий двигун(це на батьківщині Дізеля), то на танки ставили авіаційні. До речі, коли був евакуйований Харківський танковий завод і не вистачало двигунів, то теж ставили авіаційні.

    • Запутался не Суворов а ВЫ!
      Вот цитата из “Ледокола”:
      “А теперь о качестве танков, которые Гудериан видел на Харьковском паровозостроительном заводе. Это были танки, которые создал американский танковый гений – Дж. У. Кристи.
      Достижений Кристи не оценил никто, кроме советских конструкторов. Американский танк был
      куплен и переправлен в Советский Союз по ложным документам, в которых он числился сельскохозяйственным трактором. В Советском Союзе «трактор» выпускался в огромных количествах под маркой БТ – быстроходный танк. Первые БТ имели скорость 100 км в час.
      Советские источники дают цифру 86 км/час, иногда даже 70. Объяснение простое: на советских дорогах слишком мощный двигатель представлял угрозу собственному движению, поэтому приходилось ставить ограничители мощности. На автострадах ограничитель можно было
      просто снять… Лучшие западные испытания танков БТ дают скорость и» 70 км/час, а 70
      миль/час. Через 60 лет каждый танкист позавидует такой скорости.
      Форма корпусов танков БТ была проста и рациональна. Ни один танк мира того времени,
      включая и танки, производимые для армии США, не имели такой формы брони. Лучший танк
      Второй мировой войны Т-34 – прямой потомок БТ. Форма его корпуса – это дальнейшее развитие идей великого американского танкового конструктора. После Т-34 принцип наклонного расположения лобовых броневых листов был использован на германской «Пантере», а потом и на всех остальных танках мира”

      Цитата из “Последней республики”: “В “Ледоколе”, не вдаваясь в подробности, я упомянул о происхождении советских танков БТ: их создал гениальный американский конструктор Вальтер Кристи. Америка своего гения не поняла, не признала и его потрясающими достижениями не воспользовалась. Германия проявила исключительный интерес к работам выдающегося танкового конструктора, но получила отказ, а советские товарищи закупили пару танков Кристи, сняли с них башни и переправили на родину мирового пролетариата под видом сельскохозяйственных тракторов, и немедленно Советский Союз начал их массовое производство. Башню мы и сами сделать умеем, двигатель сначала использовали американский — “Либерти”, потом нашли даже лучший — немецкий БМВ.

      И вот выступает американский историк Иосиф Косинский (“НРС”. 26 июня 1989 г.) и меня разоблачает: “Далее идет детективная история о том, что танк Кристи был куплен в США и переправлен в Советский Союз по ложным документам, в которых он числился сельскохозяйственным трактором. Комментировать не стану…”

      Косинский не стал “детективную историю” комментировать, мол, читателю и так ясно, что этот самый Суворов все просто выдумал.

      А я в “Ледоколе” не приводил никаких ссылок потому, что история эта хорошо известна. Она описана до меня и после меня во всех деталях, известно даже имя советского водителя, который “тракторы” сопровождал из Нью-Йорка в Одессу.
      Эту историю описал Джон Милсон в книге “Russian ВТ Series” (Profile. Windsor, 1971), а Стивен Залога — в великолепной книге “Soviet tanks and combat vehicles of World War Two” (P. 67).
      В России, понятно, об этом знают больше.
      Блестящий знаток танков Игорь Павлович Шмелев выпустил книгу “Танки БТ”: “Н.М.Тоскину было поручено освоить управление и обслуживание танков и доставить их в СССР. Кристи уведомил Госдепартамент, что он продал “Амторгу” два трактора. Разрешение на вывоз было получено. И 24 декабря 1930 года судно с танками покинуло Нью-Йорк” (С.7).

      Если мы не верим замечательным знатокам, давайте верить документам.
      На главном британском танковом полигоне Бовингтон — самый богатый британский танковый музей, в музее выставлена копия той самой бумаги о продаже “тракторов” Советскому Союзу. А оригиналы — в танковом музее на Абердинском полигоне в США — в рамочке под стеклом. И пояснение: мы Вальтера Кристи не оценили, немцам отказали, а Сталину продали два “трактора”, и Сталин развернул массовое производство; на конец 20-го века подвеска Кристи в советском исполнении — самая надежная и самая в мире распространенная.”

    • РОМАН | 13.11.2019 at 20:31 |

      Справа в тому, що “танк Крісті” мав винайдену ним же “підвіску Крісті”, яка дозволяла танкам набагато легше та швидше рухатись по бездоріжжю, а також мати значно меншу вмсоту танка (нижчий профіль), тобто в нього стало й важче попасти снарядом. Трохи тут, в укрвікі: https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%96%D0%B4%D0%B2%D1%96%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%9A%D1%80%D1%96%D1%81%D1%82%D1%96
      Решта в англомовній версії або інших, повніших.

  3. Сергей | 13.11.2019 at 18:52 |

    В принципе логично:танк В.Крісті став прототипом “БТ-5,7” і таки “Т-34”. Но за 7 лет сваять из Кристи Т-34 все-таки чего то стоит. И тогда Кристи ПАПА всех танков: Абрамс, Леопард, Т-72…..Только Меркава израильская контур другой имеет. Ну а по авто аналогичная история: первый авто на 4х колесах с рулевым колесом это прямой предок Мерседесов, БМВ…Жигулей/Фиатов

  4. Walker | 14.11.2019 at 08:38 |

    А ведь не так и неправ был старик Крупский, когда писал про добровольную продажу “веревки на которой мы их повесим” буржуинством…

  5. SeraphimUA | 18.11.2019 at 16:01 |

    Невелике уточнення. Квятковський був заступником голови Ради Міністрів Другої Польської Республіки та міністром скарбниці, а не прем’єр-міністром

Comments are closed.