Мазок художника (Часть 1)

Вот это - размер Джоконды. Люди стоят почти вплотную к ней Фото ЛО

От редакции

Коллегам со слабыми нервами данный текст сугубо не рекомендуется. Особенно – его вторая часть. Я предупредил, а все последствия – на вашей совести!

Из серии «До кави»

Как это не странно, «Эпоха Возрождения» стала таковой по причине благосклонного отношения к художникам отцов церкви. Именно они заказывали полотна, скульптуры и всю ту красоту, которая стала отправной точкой для современного искусства. Вернее, люди искусства, как могли связали нити, оборванные со времен Древнего Мира и вдохнули в классические формы новую жизнь.

Понятно, что большая часть произведений, заказываемых теократией, касалась библейских или церковных тем, и уже позже искусство стало дрейфовать в сторону реализма, и тогда  мир получил свою «Джоконду» на холсте от Леонардо или «Экстаз святой Терезы» Бернини. Теперь к Джоконде в Лувре стоит огромная толпа, хотя сама картина размером немного больше  айпэда, но по всему Лувру стоят указатели к ней и скульптуре Венеры. Что касается «Терезы», то лично я пока ее не видел, но  реактор утверждает, что впечатление она производит очень сильное.

Бернини. “Экстаз святой Терезы” или “Экстаз монашки”

Но в нашем случае важно то, что сама эпоха и власть имущие этой эпохи невольно подталкивали художников к созданию тех или иных образов. Собственно говоря, их одобрение или наоборот влияло на то, как и что изображают художники. Ведь в те времена надо было иметь неплохой доход, чтобы иметь лучший мрамор для скульптур или дорогие и часто – редкие компоненты для красок. Творить «в стол» сильно не разгонишься, поскольку надо за что-то жить и получать возможность работать дальше.

Наверное, это – общая карма творческих людей. С одной стороны, они стараются выйти на какие-то новые формы и контексты, а с другой стороны, они должны быть поняты ценителями. Только став маститым и/или финансово независимым, художник мог позволить себе творить то и так, как ему нравится.

Так было и с Клодом Моне, чьи картины на рынке изобразительного искусства имеют самые внушительные ценники. Первую часть жизни он писал картины, которые мало кто принимал, и только во второй половине жизни, когда его творения устроили фурор в Штатах, он получил долгожданную финансовую свободу и возможность творить то, что он хотел.

А интересно ему было неуловимое движение воды в пруду и отраженного водой солнечного света. Он смог купить небольшое поместье Живерни в Нормандии, на северо-запад от Парижа, там создал свой пруд и сад, вокруг него. И там до конца жизни он и писал свой пруд, отражение солнца и кувшинки на воде. Именно эти картины и стали самыми дорогими из того, что продается. А ведь там – один и тот же пруд!

Хотя следует признаться, что в общем, небольшой водоем с небольшим садом вызывают сильное ощущение даже несмотря на то, что весной там идет нескончаемый поток посетителей со всего мира. Если кто-то представляет себе совковую очередь в Мавзолей, так это – ерунда. Тем не менее, несмотря на массу народу вокруг, можно найти несколько точек, в которых ты остаешься наедине с тем, что писал Моне и что-то такое начинаешь улавливать. В общем, словами этого не передать, а проще попробовать поймать это ощущение самому. Кто не равнодушен к искусству импрессионистов, непременно после Дорсе посетите Живерни. Это – необычный опыт, который никогда не будет лишним.

Тем не менее, искусство не стоит на месте и порою принимает совершенно необычные формы. Многие видели картины Сальвадора Дали и невольно ловили себя на мысли о том, что в его время, наверное, не обязательно было ездить в Амстердам, чтобы заправиться соответствующими веселыми вещами, а можно было это добыть прямо рядом с домом. Хотя, он – художник, он так видел и заметим, видел намного больше, чем тот же Малевич, в своем «Черном квадрате».

(окончание следует)

6 Comments on "Мазок художника (Часть 1)"

  1. Icegore | 26.11.2019 at 11:13 |

    “Чорний квадрат” Малевича – це більше філософія символізму, аніж мистецтво у чистому вигляді.

  2. Укр | 26.11.2019 at 11:44 |

    Примените бритву Оккама к квадрату Малевича, и что останется?…

  3. Александр | 26.11.2019 at 13:57 |

    Насколько мне известно, в своей работе Малевич использовал эффект взаимодействия изображения с ограничивающей его рамой. Квадрат расположен несколько несиметрично. При при его внимательном разглядывании с определенной точки возникает эффект вибрации квадрата.

  4. “…тогда мир получил свою «Джоконду» на холсте от Леонардо…” (с)
    *****
    Чого-чого????????
    Шановний Anti-Colorados, при всій повазі, я вимушено протестую!!!
    На відміну від мене, Ви особисто побували в Парижі. Більш того – побували в тому задрипаному Луврі. Більш того – особисто бачили ту “Джоконду” й особисто її сфоткали!!! А тому мусите знати, що цей культовий патрет Мони Лізи (чи як там звали цю хитрющу італійку) Леонардо намалював аж ніяк не на полотні, а на ТОПОЛЕВІЙ ДОШЦІ!!!
    А той кадр на початку к/ф “Equilibrium”, де нібито оригінальну “Джоконду” нібито спалюють у вигляді “олії на полотні” – це ніщо інше, як ложЪ, триндьожЪ та провокацЫя!.. Вірте власним очам і не вірте режисерам, які недбало ставляться до деталей своїх кіношедеврів…

  5. “Наверное, это – общая карма творческих людей. С одной стороны, они стараются выйти на какие-то новые формы и контексты, а с другой стороны, они должны быть поняты ценителями. Только став маститым и/или финансово независимым, художник мог позволить себе творить то и так, как ему нравится” (с)
    *****
    Так, це карма така! Точно.
    От тільки способів її подолання трохи більше. Ось пару додаткових:
    – сподобатися якомусь “грошовому мішку” (якомусь там герцогу Міланському, герцогу Тосканському, герцогу Флорентійському, графу, барону, віконту…), який стане твоїм меценатом;
    – “одружитися на грошах” – себто, на представниці якогось заможного роду, яка забезпечить твоє фізичне існування.
    Письменникам трохи легше: починаючи від П’єтро Аретіно, вони могли принагідно перекваліфіковуватися в памфлетистів, журналістів, куплетистів та іншу “писучу” братію – а потім назад 🙂

  6. Marina | 30.11.2019 at 16:55 |

    С “Джокондой” Леонардо лично у меня связана наистраннейшая история. Моя мама в отношении сего шедевра была кошмарным скептиком. “Тоже мне шедевр!” – говорила она. – “Лысое уродище!” Я же всегда пыталась её разубедить, мол, мы ни разу не видели оригинал, может, это другое?
    И вот 31 декабря 2000 года мы оказались в Лувре. Первый раз в жизни. И конечно побежали смотреть “Мону Лизу”. Да нам еще и повезло – люди спешили по домам, в новогодний вечер в Лувре народу было немного. И мы ее увидели…
    Что вам сказать? Минут 40 мы обе стояли, как приваренные к месту, пытались отойти и снова возвращались – “Джоконда” приковывала, не позволяла отвести взгляд. Её лицо менялось, как языки пламени, она улыбалась, хмурилась, разговаривала. Я иногда бросала взгляд на маму, а та не могла отвести глаз от картины и только время от времени восхищённо выдыхала: “Шедевр!!!”
    Прошло несколько лет, и я снова попала в Париж с мужем-художником (он – впервые). На этот раз в мае – это важно! Естественно, мы рванули в Лувр, – собирались там много разного посмотреть, но я протёрла мужу все уши “Моной Лизой”, поэтому она тоже была в планах. И мы ее увидели. Но… Это была не она! Было ощущение, что я вижу то, что видела всегда – на футболках, сумках, пепельницах. Картинка, просто раскрашенная картинка.
    И еще раз, и снова май, и опять картинка.
    А в прошлом году под самый Новый Год, мне позвонила прямо из Парижа, из Лувра, моя племянница (а следует понимать, что детка выросла в Европе, по величайшим музеям ее таскали с младых ногтей, и посещение Лувра у нее было отнюдь не первым!).
    – Тётя Марина!!! – орала в трубку мелкая. – Вы были правы!!! Я ее вижу, прямо сейчас, – она НАСТОЯЩАЯ!!!! Я от нее отойти не могу, уже час стою, она не отпускает!!!!

    Где-то в желтоватой прессе я когда-то прочитала, что в Лувре есть один оригинал “Джоконды” и несколько копий, и что копии выставляют в самый пик туристического сезона – весной, летом, в начале осени. Мол, толпам всё равно, а копию не жалко, если вдруг что. А вот для ценителей, иногда появляется оригинал. Хм, может, не такая уж и жёлтая была эта пресса?

Comments are closed.