Ты туда не ходи! (Часть 4)

Тут возник второй урок, после «величия». Легче задавать статус-кво с самого начала, чем кардинально менять правила игры на ходу. Чаще всего это не пройдет без драки. К этому моменту уже выросло четыре поколения торговцев, которые играли по этим правилам и система довольно плотно устоялась. Тут не стоит особенно погружаться в характер торговли, а именно – оплату товаров опиумом. Как мы писали выше, не было бы спроса, не было бы и поставок. Англичане создали целую индустрию производства опия, вложили в нее средства и если бы в Китае стали жестко преследовать эту торговлю с самого начала – проблем особо и не возникло.

Это все равное, если ты стоишь раком всю жизнь, как некоторые наши политические деятели, а потом вдруг выпрямляешься и говоришь: «Минуточку!», тут сразу возникнет предпосылка для скандала и мордобоя. Мы все, а потом и Порох, стали разгибать Украину из того положения, в которое поставил нас Кравчук и Кучма, в ответ – получили драку, но в ней мы начали хорошо валить противника и статус-кво стал обновляться. Теперь пришло вот это, которое хочет снова поставить Украину раком. Надо понимать, что им так удобно стоять, но мы этого уже не позволим и это неизбежно будет иметь классические последствия.

Так случилось и в Китае. Британские торговцы обратились к руководству империи, мол туземцы притесняют нашего брата и сначала даже хотели стребовать у правительства компенсацию, как это сделала бородатая бабушка, но тогда с компенсациями номер не вышел, но был избран другой путь решения вопроса. В ноябре 1839 года вспыхнула Первая Опиумная война.

Все, как всегда, началось с мелочей. Британцы установили морскую блокаду Жемчужной бухты, а когда торговцы попытались ее прорвать, открыли предупредительный огонь. Китайцы собрали свой допотопный флот и решили сопровождать торговцев, угрожая флоту англичан. В общем, англичане, с двух своих кораблей «HMS Volage» и «HMS Hyacinth» открыли огонь и потопили все, что зашло на расстояние выстрела. Китайцы ретировались.

Но раз пошло такое дело, к месту событий выдвинулась полноценная эскадра из 44 боевых кораблей, которая через 7 месяцев прибыла на место. Это уже были пароходы, с новой артиллерией и морской пехотой, вооруженной новейшими дальнобойными винтовками.

Флот Ее величества без проблем сжег весь китайский флот, вплоть до прогулочных яхт и серфингов и двинулся вверх по рекам, Чжуцзян и Янцзы, по пути уничтожая гарнизоны прибрежных городов и захватывая императорские баржи сборщиков налогов, пополняя серебром собственную казну.

В 1842 году, император запросил мира и Британия согласилась на него, но уже на своих условиях. Что характерно, китайского императора сразу перестало пердолить и он уже не стал требовать, чтобы Англия признала его своим верховным правителем. Юнион Джек на мачтах английских кораблей оказался сильнодействующим и эффективным лекарством. Англичане стали не просто равноправными в торговле с Китаем, но получили привилегированный статус. А ведь начиналось все с того, что китайский император хотел, чтобы (условно) королева Англии у него на посылках была.

Как только император показал, что он – фраер и сдал назад, братва из Англии поняла – надо ковать железо, не отходя от кассы и потребовала продолжения банкета, с разрешением свободной торговли во всех портах, плюс торговля опием должна была происходить примерно так, как у нас продается кетчуп «Чумак», по всему континентальному Китаю.

(окончание следует)