Сага о свободе (Часть 1)

Лет 20 назад автор обладал невыносимой категоричностью и вряд ли бы смог заниматься написанием всех этих статей. Черно-белое мышление быстро все расставляло по местам, и те, кто не вписывался в критерии адекватного человека, просто вычеркивались из списка людей, с которыми имеет смысл общаться. Вернее не так – есть смысл тратить на них свое время.

Но прошло время, прошло два Майдана, война и все, что с этим связано, плюс возраст, немного сместили акценты и вот почему. Конечно, категоричность никуда не делась и потому придя на самый первый марш первого Майдана, все сразу и без оговорок встало на место, то же самое и со вторым Майданом, и с войной. В оценках таких фундаментальных событий ничего не изменилось и не изменится. Другое дело, что удалось посмотреть на людей под разным углом зрения и в разных ситуациях. Это дало возможность сделать несколько важных выводов.

Самый главный из них заключается в том, что фундаментальная оценка того, кто перед тобой стоит, базируется на его понимании и принятии им понятия «свобода». Все остальное – вторично. Казалось бы, причем это ко всему остальному, но связь тут есть и самая прямая. Как минимум, если человек понимает что это такое – он способен мылить и не просто мыслить, а мыслить абстрактно.

На самом деле, понять и принять это явление –не так-то и легко для обычного человека, ибо в большинстве своем, человек – материалист. Помните недавний хит «на хлеб не намажешь»? Это как раз следствие непонимания и неприятия понятия «свобода». Все, кто всерьез такое говорит – забитый раб, кем бы он ни был.

Как это не странно, самыми явными и безусловными материалистами являются христиане и уж тем более – православные. Ведь понятие «бог» – абстрактно по своей сути, и вся церковная литература, путем притч или каких-то учений, пытается пояснить даже не само это понятие, а его проявления. Причем, делает это бездарно, перевирая на каждом шагу, и на самом деле, преследуя другие цели.

Но вот представим себе, что на какой-то момент мы станем воспринимать слова в их истинном значении. Это будет катастрофой для любой церкви. Слово «духовность» убьет любую из них, поскольку церковь, как явление – ничего общего с духовностью не имеет. Более того, она – антагонист духовности. Между прочим, на это указывал сам Иисус, изгонявших менял из храма. Там речь не только о менялах была, но и о храме, как приюте для менял. Как мы помним, он проповедовал вне храмов, как Будда и многие другие. Это потом тексты допилили так, чтобы верующий не понял, о чем была речь в притче.

Но вот представим на момент, что верующие – исполнены духовности. Это значит, что им не нужны сугубо материальные якоря, для связи с центром своей духовности. Перефразируя Леся: «Храмы – нафиг! Иконы – нафиг! Мощи – нафиг!» и так  далее. Но верующим, для собственной веры, нужны материальные объекты поклонения и единения. На этом основано таинство евхаристии. То есть, материальным церковь привязывает к духовному.

Мы отнюдь не осуждаем и не можем осуждать такое положение дел, но просто констатируем факт. Люди – материальны. Им нужен какой-то зримый символ абстрактной истины, поскольку иначе она не укладывается в голове.

То же самое и со свободой. Ее действительно на хлеб не намажешь и пояснять кому-то ее суть – абсурдное дело. Не получится. Оно или заходит или нет.

Именно поэтому мы и не осуждаем верующих. Они свободны распоряжаться и своей свободой, в том числе. В данном случае они ею распоряжаются так, как для меня это неприемлемо в принципе, но я не стану ограничивать их свободу даже в этом. Однако, речь не о верующих или духовности, а о свободе, как абстрактной и неуловимой ценности.

(продолжение следует)

32 Comments on "Сага о свободе (Часть 1)"

  1. Michael | 13.09.2019 at 09:34 |

    Для того, чтобы хотя бы ПРИНЯТЬ понятие СВОБОДА необходимо начать УВАЖАТЬ себя как личность.

    • Кутерьма Непритомных | 13.09.2019 at 10:21 |

      Для начала нужно внимательно посмотреть на человека, и то, как устроена его жизнь. Тогда станет понятно, что всякие “свободы”, которые, как говорят, он вроде бы имеет – это частности, и на самом деле, ни о какой свободе человека, в полном смысле этого слова и речь не идет. Тогда, когда увидишь, что несвободен и станет понятно, что такое настоящая свобода и тогда уже можно начинать её искать.

    • Евгений | 13.09.2019 at 12:12 |

      Сто процентов. И не только уважать, но и любить, причем без всяких условий.

  2. Денис | 13.09.2019 at 09:49 |

    А так же принимать других, такими, как они есть. Ибо в этом заключается принятие “закона” -‘Свобода выбора’ для каждого челвоека.

  3. Володимир | 13.09.2019 at 10:03 |

    Якщо Свобода – це ідеал, це головна -цінність для людини, то такій людині не потрібні релігія, ідеологія, націоналізм, держава, союзи держав, кордони.

    • Кутерьма Непритомных | 13.09.2019 at 10:31 |

      Ага. Пространство, время, жизнь, солнце, воздух, вода, еда, жилье, одежда, работа и тд. Ваши “свободы” – самообман.

      • Евгений | 13.09.2019 at 23:44 |

        Следует отличать гражданские свободы, поддающиеся юридическому определению, от трансцендентных.

  4. sharktrust | 13.09.2019 at 10:10 |

    Надо четко понимать и принимать один из постулатов
    христианства – человек изначально и всегда свободен,
    Бог дал человеку свободу выбора и соотвественно степень
    и меру ответственности за свое решение. К примеру, по библии,
    Адама и Еву никто силой не заставлял вкусить яблоко познания,
    это был их выбор и за этот выбор была определенная плата.
    Человек всегда выбирает – жить и умереть свободным или
    прозябать в рабском хлеву. Даже будучи заточенным в тюрьму
    можно остаться свободным.
    Могу ошибаться, но по-моему, только человек имеет свободу
    выбора, а демоны и ангелы изначально ее не имели. Но это
    так для верующих… Кстати, именно из-за этого постулата
    христианство победило язычество, там судьба человека была
    предопределена.

    • Кутерьма Непритомных | 13.09.2019 at 10:36 |

      Почему же тогда Иисус сказал: “Если пребудете в слове моем, то вы истинно мои ученики. И узнаете истину, и истина сделает вас СВОБОДНЫМИ” и непосредственно после этого “Всякий делающий грех – РАБ греха”? Христианство, по идее, должно быть основано на нем и на его словах.

      • Микола КР | 13.09.2019 at 11:01 |

        Не заводите в камыши. Прочтите ещё раз статью.

        • Кутерьма Непритомных | 13.09.2019 at 11:39 |

          Нуууу… Статья о какойто свободе. Коммент на который я ответил, о том, что изначальная свобода человека (свобода выбора) – постулат христианства (сам автор статьи кстати тоже зачемто зацепил христианство). Я отвечая, цитирую, что Иисус говорил о том, что люди, которые считают себя типа свободными, на самом деле есть РАБЫ греха, и он может их от этого освободить. То есть, какой смысл говорить о разных и всяких свободах, если есть одна базовая несвобода, которая все перечеркивает – человек раб греха. Человек типа свободен говорить, что хочет, но говорит то, что диктует грех, свободу выбирать между тем и тем, но выбирает то, к чему побуждает грех и тд. В конце концов, как и всякий преступник, за свой грех будет осужден и будет отбывать вечное наказание. Где камыши? Разве я не о свободе, в христианском смысле слова, говорю? А нечего ответить или другое понимание свободы, так прочтите еще раз статью))

          • Т.е., базовое понятие — это понятие греха. Существуют какие-то внешние (кем-то установленные) необсуждаемые правила, табу, нарушение которых является поводом для наказания. Человеку оставляется только «свобода» выбора — следовать этим заданным внешней силой правилам или «грешить» (вариант — «грешить», потом «каиниться|каятся»).

            Мысль о нарушении установленного людьми соглашения:
            а) преступление;
            б) мыслепреступление;
            в) не преступление.

            Мысль о нарушении установленных внешней силой заповедей (или, как вариант, завета между внешней силой и людьми|избранными людьми|истинными людьми, в отличие от недочеловеков|нелюдей|гоев):
            а) не преступление;
            б) мыслепреступление;
            в) преступление;
            г)рех.

            Общество, в котором нет понятия «греха», по-Вашему:
            а) невозможно в принципе;
            б) возможно, но при обнаружении такового подлежит уничтожению (всех|выше тележной оси|всех мужеска пола|Ваш вариант);
            в)аш вариант.

    • › «Адама и Еву никто силой не заставлял … это был их выбор»
      Нет, это был выбор геббельсовского СМИ.

  5. Сергій | 13.09.2019 at 10:46 |

    А Ви помітили якою ширмою все накрили…
    Заручники.
    Рада 24/7.
    Війна з Порошенком…
    Два тижні…

  6. Евгений | 13.09.2019 at 12:09 |

    Как мы помним, он проповедовал вне храмов, как Будда и многие другие.
    ————————————————————–
    Иисус проповедовал в синагогах. Храм, в пределах его досягаемости, был лишь один. Проповедовать там ему было не положено по Закону, он этого и не делал. Вне храмов Иисус не проповедовал, а отвечал на заданные ему вопросы, при этом опять-таки строго придерживаясь закона. Исключение – Нагорная проповедь, обращенная исключительно к непосредственным ученикам.
    Также и в прочих случаях, описанных в евангелиях, Иисус строго придерживался закона. Похоже, что именно это делало его свободным, так же как и его непосредственных учеников.

    • Кутерьма Непритомных | 13.09.2019 at 12:59 |

      Он учил и в синагогах и в Храме (Ев. от Иоанна 18:20). Храм вообще по определению один – Храм в Иерусалиме, который сейчас разрушен, так что, сейчас Храма вообще нету. Те храмы который сейчас везде стоят это другое. Он Учитель посланный Богом (Ев. от Иоанна 3:2), и потому, и в Храме, и в синагогах, и в поле, и на горе, и в лодке, и где угодно учил (и сейчас Дух которого он послал учит) тому, что было сказано ему Отцом, а не только на вопросы отвечал. Хотя он и придерживался Закона, но выходил за его рамки, показывая, что он больше Закона – он Господин Субботы, Мессия, сын Бога живого. Свободный он именно по этой причине, а всех кто верит в него, он освободит, когда придет опять.

  7. Александр | 13.09.2019 at 12:59 |

    “Xa, xa, xa! — смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: — Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня — мою бессмертную душу! Xa, xa, xa!.. Xa, xa, xa!.. — смеялся он с выступившими на глаза слезами.”
    Л.Н.Толстой. Война и мир. Том четвертый. Часть вторая.
    Вот это и есть настоящая свобода. Когда сам человек свободен, несмотря на то, что его тело находится в плену.

  8. Но верующим, для собственной веры, нужны материальные объекты поклонения и единения. (с)
    *****
    В юдаїзмі нічого такого не потрібно.

    • Кутерьма Непритомных | 13.09.2019 at 13:31 |

      Естественно. Тому кто верит в живого Бога и в Иисуса Мессию сына живого Бога, никакие “материальные объекты” не нужны. Но для автора и вообще большинства людей, в том числе тех, которые себя верующими называют, Бог – абстрактное понятие, а не личность (то, что Иисус – личность, это вообще за пределами их понимания), поэтому они, в невежестве, самоуверенно говорят глупости.

      • Евгений | 14.09.2019 at 19:28 |

        У христиан мало общего с Иисусом. Достаточно напомнить, что Иисус никоим образом не был христианином, так как не верил в христианского бога Христа.
        Христианские церкви сознательно отождествляют человека Иисуса с христианским богом Христом, в которого христиане вполне искренне верят. Это становится возможным благодаря вполне языческой процедуре “апотеоза”, обожествления. Например, в книге Светония “Двенадцать цезарей” главы именуются так: “Божественный Юлий”, Божественный Август” и т.д.

        • Анатолій | 18.09.2019 at 13:54 |

          Оце Ви напридумували 🙂 Взагалі то Ісус Хрестос і був основоположником хрестиянства, а далі юдеї трохи перевели колію до себе і виникло юдохристиянство, що ми досьогодні спостерігаємо в наших церквах. 😉
          В одному Ви праві, що Ісус ніякого відношення до сучасної церкви не має.

  9. Хз, зроду не відчував якоїсь необхідності в “сугобо материальных якорях”. Не пригадаю, що б мені колись були потрібні “материальные объекты поклонения и единения”. Та дічь, яку називають церквою, ніколи особливо не цікавила. Чудово видно, що і як там відбувається. За все життя спілкувався з одним батюшкою, що має невеликий прихід в невеликому селищі. Достойна людина, той, хто тримає слово, по цей день особисто їздить на передок, пацанам ніштяки возить. А я ні разу не нав”язував нікому свою віру. Віра, вірніше – релігія, це просто інтерфейс зв”язку з тим, що явно є більшим. Інтерфейси різні. Але всі вони про одне і те ж. Принаймні, я ще не побачив протилежного. Придурків фанатиків обходжу стороною, не цікаво. І, до речі, чудово розумію тих з розумних людей, хто надивившись на лайно, яке творять тіпа духовні всякі отці, і зрозумівши, скажемо, явні логічні нестиковки в тій же Біблії, починають називати себе атеїстами і плюватись на все, зо пов”язано з релігією. Дуже розумію. Але що цікаво, жоден з тих, дійсно розумних людей, з ким я спілкувався, і хто б”є себе в груди що смішно, мов, вірити в бородатого дядьку десь на небі, ніхто з них толком навіть не цікавився якраз самими ідеями. Вони просто, наприклад, колись прочитали про невідповідність списку чиїхось там синів в Старому Заповіті з елементарною арифметикою, і на цьому все. Нє, нікого не спонукаю, не читайте. Я сам, до речі, не читав толком. Просто шукав відповіді різних релігіях на ті питання, на які все інше мені відповіді не давало. І там явно не про дядька на хмарах, і не про те, скільки кругів робити навколо алтаря. Словом, я вірю в щось вище, і можу пояснити чому і як. І, що цікаво, тих, хто мені намагався нав”язати свій з понтом атеїзм, я зустрічав частіше, ніж якихось там свідків чогось там “здравствуйтє, а ви вєрітє блаблабла”. Це при тому, повторюсь, що ніколи навіть розмови на цю тему, крім як з своїми, не починаю перший. Ну бо це особисто моє. І, дивлячись, на … (мод), що несуть бабки в масковскі церкви, я згоден, що краще їх розчехляти в раціонально-матеріальному плані, краще всім буде.Так я це все до того, раптом Автор читає, що я ніяк не викуплю, в чому я такий дурень

    • Andriy Moderator | 13.09.2019 at 20:30 |

      А маты здесь не приветствуются

    • Евгений | 14.09.2019 at 20:36 |

      Почитать стоит. И Новый завет, и Ветхий, и Деяния.

      Не обязательно все подряд. Но, например, Книга царств читается не хуже любого триллера. И главное, все написано очень коротко и емко – мало слов, много содержания.

      От души рекомендую.

  10. Гатило | 13.09.2019 at 19:59 |

    Церква – антагонізм духовності – гарно сказано автором. Але ці слова стосуються лише ортодоксальних церков, в яких обовязкові матеріальні атрибути поклоніння: ікони, мощі, власне сам храм. Але це не можна поширювати на християнство: Христос справді проповідував свободу й духовність. Головна суть протестантських церков і полягає в запереченні матеріальних атрибутів поклоніння. Тому й вважають ортодоксальний напрямок не зовсім християнським саме через те, що вони є антагоністами духовності і свободи, що й підкреслив автор

  11. Владислав | 13.09.2019 at 21:57 |

    Свобода, як саме життя – вона або є, або її нема. Але бути вільним не дуже-то й просто.
    Ти сам на сам проти всіх викликів світу, бо світ злий і не любить вільних. Сам здобуваєш хліб насущний, сам виплутуєшся зі скрутних становищ, сам годуєш, обігріваєш, навчаєш та захищаєш родину (та й себе самого). Важко та не тяжко. Коли 20 років тому я вже не в юному віці покинув “проїзводство” та створив фірму, то доводилося тижнями спати по три години на добу, відриваючись на кілька хвилин від комп’ютера “на лічьниє надабнасті”, бо розробку продати значно важче, ніж банку самогону. А ще мусів протистояти хижакам (податкова, пенсфонд, пожежники et cetera), вибивати гроші із замовників-кидал, продиратися крізь хащі божевільного законодавства, щоби зробити реально працюючу річ і ще багато чого, що спати не дає, та ні разу про те все не пожалів, бо відчув раз і назавжди що таке свобода. Це коли вгору глянути ніколи, але не треба бігти, висунувши язика, щоби розписатися в журналі “прібитія” до 8-30. Це коли мало грошей і нІкого лаяти, бо сам винен. Це коли твоя завершена праця тобі самому подобається і зиск від неї добрий, а заздрісники губи кусають, бо в КБ зарплатня мала, а цей вискочка лопатою бабло гребе. Свобода – це іраціональна категорія, яку не можна льогічно пояснити і не треба, бо хто її відчуває, той зрозумів мене без пояснень. Ми переможемо.
    Смерть ворогам.

  12. Евгений | 13.09.2019 at 23:13 |

    Очень хорошо, что вы ссылаетесь на Евангелие. Интересно, однако, что в обоих случаях это наиболее позднее из Евангелий, от Иоанна. Именно в нем настойчиво продвигается мысль о том, что “он больше Закона – он Господин Субботы”. Во всех прочих евангелиях ученики называют Иисуса “рабби”, то есть учитель. А стало быть, слуга Царицы Субботы. Каковую службу и описывают все евангелия, включая Иоанна.

  13. freedom | 14.09.2019 at 00:57 |

    абсолютной свободы не бывает, по крайней мере в бренном мире. вы свободны до тех пор, пока ваша свобода не пересекается со свободой кого то другого.

    • Вы сказали кагбэ очевидное
      …но правильно сделали, очевидное нужно иногда говорить.

  14. Укр | 14.09.2019 at 08:23 |

    Все боги, будды и боддхисаттвы – всего-лишь колья для привязывания ослов. (С) Линь-цзи Цзун, он же Риндзай, патриарх Дзен ?

    • Евгений | 14.09.2019 at 19:34 |

      Чтобы удобнее нагрузить этих ослов золотом.

  15. Евгений | 14.09.2019 at 19:36 |

    Ми переможемо.
    Смерть ворогам.
    ………………………………………..
    Аминь.

Comments are closed.