Диктатура (Часть 2)

Это положение вещей сломал диктатор Сулла, который практическими действиями показал, что можно оставаться диктатором столько, сколько захочешь, а власть легко распространяется на все сферы жизни, а не только на оговоренные в самом начале срока конкретной диктатуры. Собственно говоря, он показал, что главное – стать диктатором, а потом – злоупотребляя своими чрезвычайными полномочиями, можно делать что угодно со всеми параметрами диктатуры.

Всю эту картину внимательно наблюдал юный Гай Юлий Цезарь и делал свои выводы. Спустя несколько десятков лет, он пойдет по стопам Суллы и стяжает себе полномочия абсолютного диктатора, за что потом и погибнет. Собственно говоря, Цезарь показал неспособность республики выстоять в условиях наличия инструмента диктатуры, поскольку всем стало понятно, что это такое. После гибели Цезаря и республики, Рим получил Империю и императоров, полномочия которых были идентичны абсолютно диктаторским.

После этого речь о диктатуре как таковой уже не шла, поскольку цивилизация пошла по пути монархического устройства, и абсолютная власть была узаконена как единственная форма правления. Диктатура же была особой формой правления в республиканском государстве с теми или иными вариантами демократического правления. Единственное, что менялось – монархи. Они либо сами умирали, либо гибли в результате войн и дворцовых переворотов, но ничего существенно уже не менялось.

Те, кого судьба занесет в Париж, кроме могилы Симона Петлюры возле знаменитой черной башни Монпарнаса, могут побывать в аббатстве Сен-Дени. Если у вас будет туристическая поездка, то гиды вас туда никогда не повезут, поскольку район считается опасным. Но из личного опыта хочу заметить, что особых опасностей там нет, а от станции метро до входа в одноименный собор – метров двести-триста пешего хода. Но оно того стоит.

В соборе имеется усыпальница французских монархов, и за 10 евро по ней можно бродить сколько угодно. Те, чье детство прошло с книгами Дюма про мушкетеров, Изабеллу Баварскую, Марию Медичи, Людовиков с различными номерами и прочих, могут увидеть места, где закончился их земной путь.

Вот в этой веренице королей надолго растворился дух диктатуры, а воспрянул он тогда, когда страны стали избавляться от монархических форм правления и возвращаться к демократическим. Именно в это время, как аномалия, вернулась и диктатура, но уже лишившись тех ограничений, которые у нее были изначально. Диктатор узурпирует власть целиком, не стесняя себя ни качественными, ни временными ограничениями.

Тем не менее, с римских времен, а именно – со времен последней диктатуры Цезаря, диктатура унаследовала важную особенность. Чаще всего диктаторами становятся военные. В самом деле, к тому моменту, как Цезарь решился податься в диктаторы, он уже стал прославленным полководцем и имел безоговорочную поддержку армии. Многие знают, что решение идти в Рим за абсолютной властью, Цезарь принял на берегу реки Рубикон, за которую не имели право переходить вооруженные военные, тем более – организованные военные подразделения. Такое положение было принято как раз против самой возможности военного переворота и Цезарь знал, что если он ступит на противоположный берег реки, вместе со своими войсками, то пути назад уже не будет. Он или добудет всю власть без остатка, или будет казнен как государственный преступник.

Цезарь таки решился и перешел Рубикон, что стало символом принятия судьбоносного решения. И вот именно с тех пор, подавляющее количество диктаторов, были военными.

(окончание следует)