Перед лицом врага (Часть 1)

Одержать победу над более слабым противником – не слишком яркая доблесть. Куда более выгодно выглядит победа над равноценным противником, и уж тем более – над противником намного сильнее чем вы. В общем, в этом утверждении нет ничего нового и все кажется логичным, а последний пункт хоть и выглядит чем-то редким, но все же – встречается в жизни. А вот если победа одержана сразу над несколькими равноценными или даже более сильными противниками, как такое можно назвать? Причем, победа быстрая и безоговорочная?

К лету 1967 года соседи Израиля: Египет, Сирия, Иордания и Ирак, вошли в финальную стадию очередного раунда антиизраильской войны. Благо дело, братский совок поставлял самое современное оружие, обучал военных и участвовал в различных мероприятиях, проводимых в армиях этих стран многочисленными «советниками» и другими деятелями от министерства обороны.

Находясь в полном окружении противника и не имея союзников, у Израиля оставался только тот выбор, о котором говорил барон Мюнхгаузен во время привала на охоте. Тогда он сказал, что попав в трясину у него осталось всего два выбора: погибнуть или как-то спастись. Как и барон, Израиль выбрал второе и решил спастись.

Тут мы заметим, что в те далекие времена США не были союзниками Израиля, как это обстоит сегодня, и более того, они объявили эмбарго на поставку Израилю оружия и товаров двойного назначения. Как всегда, в таких случаях Франция демонстрирует самостоятельную позицию и продает оружие, наплевав на эмбарго, но не более того. Париж не ввязывается в чужие драки, разве что подвезет оружия.

В общем, Израиль тогда располагал только тем, что произвел сам и что правдами и неправдами удалось добыть у французов, и с такими раскладами – решил действовать. Уже тогда там всерьез относились к теперь уже хорошо известной концепции захвата господства в воздухе и решили, что в хорошей драке воздух надо бы оставить за собой.

Задолго до дня «Д» началась подготовка к осуществлению операции «Мокед» (Фокус). Противник располагал системами ПВО совкового производства и с трех сторон сканировал воздушное пространство Израиля, обмениваясь данными о передвижениях израильских самолетов. Израильтяне приучили противника к тому, что их самолеты ежедневно, примерно в одно и то же время, производят патрулирование воздушного пространства Израиля и прибрежных областей Средиземного моря. Причем, уходя в сторону моря, самолеты снижались на сверхмалые высоты, где становились невидимыми для радаров, а потом – снова поднимались вверх перед заходом на посадку. Такие номера повторялись изо дня в день и  противник привык именно к такому положению вещей.

В начале июля 1967 года, израильская развека получила данные о том, что войска противника приведены в готовность для начала атаки на Израиль. Более всего израильтян беспокоили бомбардировщики, поставленные совком Египту: Ил-28 и Ту-16. Хотя истребители Миг тоже внушали опасение, но бомбардировщики могли причинить куда больше бед, чем истребители.

Но разведка сообщила еще одну важную информацию. 5 июля военное египетское руководство запланировало воздушную инспекцию своих войск, в связи с чем, на все время полета ПВО получили команду не открывать огонь вообще, чтобы те случайно не обстреляли самолет с военным руководством. Приказ был строгим и израильтяне решили, что это – именно тот шанс, который выпадает лишь один раз.

(окончание следует)