Как правильно угробить кучу денег

От редакции

Следующий ниже текст – авторский перевод уже вышедшей в США статьи на тему малых прибрежных (литоральных) военных кораблей. Составил его один из наших читателей, взявших себе псевдоним “Устим Кармелюк“. Это то-то крупнее корвета и чуть поменьше фрегата. В общем, это как раз та ниша боевой техники, которая наиболее интересна Украине. Именно поэтому мы публикуем этот материал в надежде на то, что развитие наших ВМС будут учитывать не только положительный опыт наших партнеров, но и ошибки, тем более – дорогостоящие ошибки.

Как ВМФ США потратили 30 миллиардов долларов на 10 дешевых кораблей

Дэвид Экс (David Axe). The Daily Beast, 28.05.2019

Проект Littoral поглотил десятки миллиардов и произвел со значительным опозданием лишь несколько конструктивно несовершенных кораблей, еле-еле способных покинуть порт. Только американские военные могли рассчитывать получить много дешевых боевых кораблей и, вместо этого, медленно создать лишь несколько очень дорогих. В качестве наглядный примера – боевой корабль мелководья (Littoral Combat Ship, LCS), последний провал ВМФ США. LCS должен был помочь спасти флот. Вместо этого этот проект угрожает его потопить.

За последние 15 лет ВМФ потратил 30 миллиардов долларов на LCS. В 2019 году все, что ВМФ мог показать за потраченное время и деньги, – это 10 боеспособных кораблей. Согласно отчету Службы Конгресса за май 2019 года только четыре из них встанут на боевое дежурство в течение следующего года. Два появятся  в Карибском море, где эти драгоценные суда будут плавать большими, медленными кругами, в надежде перехватить южноамериканских контрабандистов наркотиков. Два LCS отправятся в западную часть Тихого океана, где ВМФ США пытается сдерживать все более мощный китайский флот. Другими словами, только два LCS будут делать что-либо даже удаленно полезное для безопасности США. Темпы развертывания могут увеличиться в ближайшие годы, но в значительной степени ущерб морской готовности Америки уже нанесен. ВМФ и его подрядчики не сразу ответили на просьбу прокомментировать эту историю.

Проект LCS должен был сработать иначе. В 2004 году администрация президента Джорджа Буша решила, что ВМФ нуждался в 375 военных кораблях для поддержания мира и победы в войнах. Но в 2004 году у него было около 300 кораблей. Флот должен был стать больше и быстрее. В ВМС полагали, что решат проблему роста за счет LCS. Предполагалось что LCS будет боевым кораблем нового типа, более дешевым, гибким и настраиваемым для патрулирования в мелких, прибрежных водах Ближнего Востока и  других миссий. Поэтому в марте 2004 года ВМФ сделал крупную ставку на LCS, который должен были строить на двух верфях – одной принадлежащей Lockheed Martin и другой австралийской фирмы Austal с общей проектной мощностью в четыре новых корабля в год. «Нам нужен этот корабль сегодня», – сказал адмирал Верн Кларк, один из руководителей ВМФ.

В то время ВМФ ожидал, что к 2019 году он купит 49 LCS на своем пути к приобретению 56 универсальных судов. Согласно отчету Бюджетного управления Конгресса за 2003 год все суда обойдутся менее чем в 30 миллиардов долларов. ВМФ планировал что первый LCS будет развернут уже в 2010 году. Это было частью плана развития ВМФ до 2025 года, предполагавшего что суда на мелководье станут основой ВМФ. «Я предсказываю……….что они будут рабочими лошадками флота», – сказал адмирал Гари Рогхед, один из преемников Кларка, в 2009 году.

А вот тут-то и начались проблемы. Первый LCS, USS Freedom, стоил на 400 миллионов долларов дороже по сравнению с первоначальной сметой расходов, когда он был запущен в 2006 году. Что еще хуже, внутри корабля постоянно возникали механические и структурные проблемы, как следствие поспешного проектирования. В 2010 и 2011 годах Freedom и второй корабль этого проекта перенесли серьезные сбои в обслуживании в течение нескольких месяцев и на несколько месяцев встали на прикол.

Наконец в 2013 году Freedom отправили с кратким визитом в Сингапур. В течение следующих двух лет в Сингапур отправились еще два LCS. Затем в 2016 году Freedom потерпел аварию двигателя во время маневров Тихоокеанского флота. Потребовалось два года, чтобы восстановить ущерб. Тем временем ВМФ отменил все дальние походы LCS.

Но это не имело значения. Даже если LCS могли плавать, они не могли сражаться. Как ни странно это звучит, именно так это и было задумано. Чтобы сделать LCS более гибким, ВМФ планировал разработать «модули» «включай и работай» с различными комбинациями оружия и роботов. Один модуль превратил бы LCS в тральщик. Другой позволил бы ему охотиться за подводными лодками. Третий – для борьбы с небольшими скоростными катерами, которые может развернуть террористическая группа. Но сами модули страдали техническими проблемами еще более серьезными, чем корабли LCS. «Морские платформы», как еще называют корабли ВМФ, были готовы задолго до появления модулей. ВМФ постоянно имел больше LCS, чем оружия для них.

Возможно, самая большая проблема LCS была в самой их концепции. ВМФ начал тратить миллиарды долларов в год на строительство LCS, не разобравшись в том, как их использовать. «Помимо неспособности ВМФ правильно прогнозировать, как быстро эти корабли могут быть построены, размещены и оплачены, существует такая же слепота в отношении их применение», – писал военно-морской эксперт и автор Кристофер Кавас. В прошлом военные корабли были построены прочно, чтобы выдержать возможные в бою повреждения. В отличие от них конструкция LCS была облегченной. Это экономило деньги и обеспечивало высокую посадку, что позволяло приближаться ближе к берегу, чем другим кораблям. Но чем ближе корабль к берегу тем опаснее береговая оборона. ВМФ фактически разработал прибрежный военный корабль, который не мог рисковать приближаться к побережью. «Ожидается, что LCS не сможет выжить в враждебной боевой обстановке», – предупредил директор по оперативным испытаниям и оценке Пентагона в отчете за 2011 год.

ВМФ также настаивал на том, чтобы LCS с длиной почти 400 футов (130 м) мог развивать максимальную скорость более 40 узлов (почти 75 км/ч), что примерно на 10 узлов (18,5 км/ч) быстрее, чем у большинства кораблей. Но требование скорости заставляло подрядчиков устанавливать большие, мощные двигатели, которые потребляли топливо быстрее чем двигатели других кораблей. Неэффективность использования топлива LCS ограничивает время, которое он может проводить в море, а также делает его дорогостоящим в эксплуатации, в то время как его первоначальная цель заключалась в том, чтобы помочь увеличить ВМФ без значительного увеличения общего финансирования. В конце концов, более высокие эксплуатационные расходы LCS рискуют уничтожить любые сбережения, вызванные его более низкой покупной ценой. В одном исследовании, проведенном подрядчиком по обороне Northrop Grumman, LCS описывается как «на первый взгляд дешевле», чем другие типы кораблей.

Кроме того в своем стремлении уменьшить стоимость LCS, ВМФ изначально сократил его экипаж. Как LCS, так и типичный военно-морской фрегат вытесняют около 3000 тонн воды, что означает, что они примерно одинакового размера. Но фрегат, как правило, несет команду из около 200 человек. Изначально LCS плыл с экипажем из 75 человек или около того, что означало, что некоторым членам экипажа приходилось выполнять вдвое больше работы, чем на стандартном фрегате. Истощение экипажа стало серьезной проблемой еще до того, как LCS начали предпринимать серьезные походы. «Планирование рабочей силы было дико нереалистичным», – писали Мэнди Смитбергер и Пьер Спрей в исследовании LCS выполненному в рамках государственного надзора в Вашингтоне, округ Колумбия.

 

В течение 2015 и 2016 годов флот окончательно признал, что все идет не так. «Когда я сделал шаг назад… я увидел сложность, я увидел нестабильность», – сказал Bloomberg вице-адмирал Том Роуден, который в то время наблюдал за надводными военными кораблями ВМФ. Роуден признал, что капитанов LCS «тянули в 15 разных направлениях».

ВМФ решил увеличить экипажи LCS примерно до 100 человек. Он более или менее отказался от концепции модулей и вместо этого начал постоянно устанавливать оружие и другое оборудование. Он начал добавлять более мощные ракеты, чтобы дать LCS шанс сражаться против китайских и российских военных кораблей.

 

Пересмотрев свое видение будущего флота, ВМФ сократил заказ LCS всего до 35 кораблей. ВМС заказал свой последний LCS в рамках оборонного бюджета на 2019 год. Восемнадцать кораблей все еще строятся. Как только все 35 будут введены в эксплуатацию в начале 2020-х годов, только 24 будут отправлены на передовые рубежи. Остальные будут учебными или испытательными судами. Сколько из 24 фронтовых LCS действительно будет развернуто и где, зависит от того, насколько успешным будет флот в его усилиях по реорганизации кораблей, усилению их экипажей и добавлению более тяжелого оружия. Даже если все 24 окажутся способны развернуть и фактически вести большую морскую войну, они будут представлять собой огромный провал в первоначальной концепции флота. Когда она была в моде руководство ВМФ представляло себе, что отправляет десятки недорогих LCS навстречу опасности в составе гораздо большего и более гибкого флота.

Но эта концепция была фантастической. Есть причины почему корабли дороги. Их команды не могут быть слишком маленькими и тому есть причина. Есть причины почему строительство кораблей и развитие флота требует годы. Корабли избегают вражеских берегов тоже по причине. Несколько лет спустя, из-за огромного бюджета и изобилующих сокрушительными недостатками дизайна, корабль для мелководья превратился в финансовую черную дыру, которая поглотила десятки миллиардов долларов, произведя лишь несколько кораблей, способных покинуть порт – не говоря уже о победе в высокотехнологичной битве на море. LCS должен был помочь расширению флота. В 2004 году до LCS флот США насчитывал около 300 кораблей. В 2019 году, после LCS, у него… около 300 кораблей.

 

Дэвид Экс. The Daily Beast

5 Comments on "Как правильно угробить кучу денег"

  1. Yumjaagiin | 30.05.2019 at 07:11 |

    LCS это новая концепция изначально. И не только в военном смысле но и финансовом.
    По большому счету коммерческие корабли больше по размеру и дешевле военных даже без учета военного оборудования.
    И однйо из идей было постройка относительно дешевого корабля по коммерческим стандартам.
    Этакий стартап.

    А выживают не все стартапы

  2. ггг… зрадофильская статья по-американски… 🙂

  3. Да уж… А вот например, 4-этажная “хрущёвка”. Мой знакомый живёт в такой. На верхнем этаже. Когда хлопают дверью в парадном, у него в спальне окно вибрирует, далеко от лестничного пролёта. А другие окна — вроде нет. Да, литьё бетона. Казалось бы… А уж акустика — просто зверь. Но ведь всё известно в строительстве-то, столетиями, между прочим.
    А корабли, в вечной болтанке, что внутри, что снаружи — практикующую школу требуют. Школа такая — дорого и лет 20 становления, а если потеряли навыки, то восстанавливать тоже не подарок.
    Коли общество занято рассматриванием генетического материала Клинтона, в известных обстоятельствах — возврат в реальность будет нелёгким. 🙂 🙂

  4. Альберт | 30.05.2019 at 14:00 |

    обычный эксперимент, который не удался. америкосы могут себе позволить ошибается, и главное, делают правильные выводы из своих ошибок.

  5. Вячеслав | 31.05.2019 at 11:58 |

    Это опытный корабль. Концепт. Неудачи закономерны – это плата за развитие.

Comments are closed.