Опора опор

От редакции

Мы редко приводим чужие тексты, но следущий текст – не слишком и чужой. Это часть индийского эпоса, представленная диалогом принца Арджуны и его лучника, а одновременно – высшей сущностью Кришной. Этот разговор произошел в ночь перед Битвой, на которой сошлись два войска родственников, которые оспаривали власть в царстве. Арджуне она принадлежала по праву, но хитростью, пока он был совсем юн, родственники умыкнули у него право на царство и при этом – неудачно пытались убить.

И вот перед самой битвой он посмотрел на стан врага и понял, что завтра смерть будет гулять по этому полю и выкашивать родных ему людей с двух сторон. И тогда он дрогнул и усомнился в целесообразности этой борьбы и этого боя. Его смутила цена, которую ему придется заплатить за то, чтобы вернуть себе трон. Свои сомнения он высказал Кришне и тот пояснил ему то, что придало Арджуне твердости и уверенности.

Этому тексту более двух тысяч лет и только переводов его насчитывается несколько сотен. Многим поколениям людей он давал ясность сознания, восстанавливал силы и давал точку опоры. Каждый находил в этом тексте место, которое давало ему ответ на вопрос, доводивший до отчаянья. У каждого это – свое место, и потому мы даем этот большой текст для тех, кто его не читал или читал давно. Когда сдают нервы, просто отключитесь от всего и прочтите его. Возможно, он поможет вам вернуть силу духа.

БХАГАВАД ГИТА

И тот, на чьем знамени знак обезьяний,

Узрев кауравов на поприще брани, –

 

Пред тем, как посыплются стрелы в окружье, –

«О Кришна, – промолвил, вздымая оружье, –

 

Меж вражеских ратей, как раз посредине,

Мою задержи колесницу ты ныне,

 

Чтоб воинов мог разглядеть я порядки,

С которыми биться мне надобно в схватке,

 

Кого здесь собрал, ради битвы неправой,

Царя Дхритараштры потомок лукавый».

 

И Кришна, услышав от Арджуны слово, –

Меж войск, озиравших друг друга сурово,

 

Огромную остановил колесницу

Пред всеми, кто сталью одел поясницу,

 

Пред Бхишмой и Дропой, – и молвил:

«Кудрявый, Теперь посмотри, каковы кауравы».

 

Предстали пред Арджуной деды и внуки,

Отцов и сынов увидал сильнорукий,

 

И братьев, и родичей, близких по крови, –

Каленые стрелы у всех наготове!

 

Враждой сотоварищей прежних расстроен,

Высокую жалость почувствовал воин.

 

«О Кришна, – сказал, – где закон человечий?

При виде родных, что сошлись ради сечи,

 

Я чувствую – мышцы мои ослабели,

Во рту пересохло и дрожь в моем теле,

 

Мутится мой разум, и кровь стынет в жилах,

И лук я удерживать больше не в силах.

 

Зловещие знаменья вижу повсюду.

Зачем убивать я сородичей буду?

 

Мне царства, победы и счастья не надо:

К чему мне, о Пастырь, сей жизни услада?

 

Те, ради кого нам победа желанна,

Пришли как воители вражьего стана.

 

Наставники, прадеды, деды и внуки,

Отцы и сыны напрягли свои луки,

 

Зятья и племянники, дяди и братья, –

Но их не хочу, не могу убивать я!

 

Пусть лучше я сам лягу мертвым на поле:

За власть над мирами тремя, а тем боле

 

За блага земные, – ничтожную прибыль! –

Нести не хочу я сородичам гибель.

 

В убийстве сынов Дхритараштры какая

Нам радость? Мы грех совершим, убивая!

 

Ужели мы смерть принесем этим людям?

Счастливыми, близких убив, мы не будем!

 

Хотя кауравы, полны вероломства,

Не видят греха в истребленье потомства,

 

Но мы-то, понявшие ужас злодейства,

Ужели погубим родные семейства?

 

С погибелью рода закон гибнет вместе,

Где гибнет закон, там и рода бесчестье.

 

Там жены развратны, где род обесчещен,

А там и смешение каст из-за женщин!

 

А там, где смешение каст, – из-за скверны

Мучения грешников будут безмерны:

 

И род, и злодеи, что род погубили,

И предки, о коих потомки забыли,

 

Лишив прародителей жертвенной пищи, –

Все вместе окажутся в адском жилище!

 

А касты смесятся, – умрет все живое,

Разрушатся все родовые устои,

 

А люди, забыв родовые законы,

Низринутся в ад: вот закон непреклонный!

 

Замыслили мы ради царства и власти

Родных уничтожить… О, грех, о, несчастье!

 

О, пусть без оружья, без всякой защиты,

Я лягу, потомками Куру убитый!»

 

Так Арджуна молвил на битвенном поле,

На дно колесницы поник, полон боли,

 

И, лик закрывая, слезами облитый,

Он выронил стрелы и лук знаменитый.

 

2

Познавший высокую боль состраданья,

От Кришны услышал он речь назиданья:

 

«Как можно пред битвою битвы страшиться?

Смятенье твое недостойно арийца,

 

Оно не дарует на поприще брани

Небесного блага и славных деяний.

 

Отвергни, о Арджуна, страх и бессилье,

Восстань, чтоб врагов твои стрелы разили!»

 

Тот молвил: «Но как, со стрелой оперенной,

Мне с Бхишмой сражаться, с наставником Дроной?

 

Чем их убивать, – столь великих деяньем,

Не лучше ль в безвестности жить подаяньем?

 

Убив наших близких, мы станем ли чище?

О нет, мы вкусим окровавленной пищи!

 

Еще мы не знаем, что лучше в сраженье:

Врагов победить иль познать пораженье?

 

Мы жизнью своей наслаждаться не сможем,

Когда Дхритараштры сынов уничтожим.

 

Я – твой ученик. Ты учил меня долго,

Но в суть не проник я Закона и Долга.

 

Поэтому я вопрошаю, могучий,

Ты должен мне ясно ответить: что лучше?

 

Мне счастья не даст, – ибо сломлен скорбями, –

Над смертными власть или власть над богами,

 

И вот почему я сражаться не стану!»

Сказал – и замолк, в сердце чувствуя рану.

 

А Кришна, с улыбкой загадочной глянув,

Ответил тому, кто скорбел меж двух станов:

 

«Мудрец, исходя из законов всеобщих,

Не должен жалеть ни живых, ни усопших.

 

Мы были всегда – я и ты, и, всем людям

Подобно, вовеки и впредь мы пребудем.

 

Как в теле, что нам в сей юдоли досталось,

Сменяются детство, и зрелость, и старость, –

 

Сменяются наши тела, и смущенья

Не ведает мудрый в ином воплощенье.

 

Есть в чувствах телесных и радость и горе;

Есть холод и жар; но пройдут они вскоре;

 

Мгновенны они… О, не будь с ними связан,

О Арджуна, ты обуздать их обязан!

 

Лишь тот, ставший мудрым, бессмертья достоин,

Кто стоек в несчастье, кто в счастье спокоен.

 

Скажи, – где начала и где основанья

Несуществованья и существованья?

 

Лишь тот, кому правды открылась основа,

Увидел границу того и другого.

 

Где есть бесконечное, нет прекращенья,

Не знает извечное уничтоженья.

 

Тела преходящи; мертва их отдельность;

Лишь вечного Духа жива беспредельность.

 

Не плачь же о тех, кто слезы недостоин,

И если ты воин, – сражайся, как воин!

 

Кто думает, будто бы он есть убийца,

И тот, кто в бою быть убитым боится, –

 

Равно неразумны: равно не бывают

И тот, кто убил, и кого убивают.

 

Для Духа нет смерти, как нет и рожденья,

И нет сновиденья, и нет пробужденья.

 

Извечный, – к извечной стремится он цели;

Пусть тело мертво, – он живет в мертвом теле.

 

Кто понял, что Дух вечно был, вечно будет, –

Тот сам не убьет и убить не принудит.

 

Смотри: обветшавшее платье мы сбросим,

А после – другое наденем и носим.

 

Так Дух, обветшавшее тело отринув,

В другом воплощается, старое скинув.

 

В огне не горит он и в море не тонет,

Не гибнет от стрел и от боли не стонет.

 

Он – неопалимый, и неуязвимый,

И неувлажняемый, неиссушимый.

 

Он – всепроникающий и вездесущий,

Недвижный, устойчивый, вечно живущий.

 

А если он есть, – и незрим и неявлен, –

Зачем же страдаешь ты, скорбью подавлен?

 

Но, если бы даже ты жил с убежденьем,

Что Дух подлежит и смертям и рожденьям, –

 

Тебе и тогда горевать не годится:

Рожденный умрет, а мертвец возродится.

 

И должен ли ты предаваться печали,

Поняв, что неявлены твари вначале,

 

Становятся явленными в середине,

Неявленность вновь обретя при кончине?

 

Кто Духа не видел, подумает: чудо!

И тот, кто увидел, подумает: чудо!

 

А третий о нем с изумленьем внимает,

Но даже внимающий – не понимает!

 

Всегда он бессмертен, в любом воплощенье, –

Так может ли смерть принести огорченье?

 

Исполни свой долг, назиданье усвоя:

Воитель рожден ради правого боя.

 

Воитель в сраженье вступает, считая,

Что это – ворота отверстые рая,

 

А если от битвы откажешься правой,

Ты, грешный, расстанешься с честью и славой.

 

Ты будешь позором покрыт, а бесчестье

Для воина горше, чем гибель в безвестье.

 

Отважные скажут: «Он струсил в сраженье».

Презренье придет, и уйдет уваженье.

 

Издевку и брань ты услышишь к тому же

От недругов злобных; что может быть хуже!

 

Убитый, – достигнешь небесного сада.

Живой, – на земле насладишься, как надо.

 

Поэтому, Арджуна, встань, и решенье

Прими, и вступи, многомощный, в сраженье!

 

Признав, что удача подобна потере,

Что горе и счастье равны в полной мере,

 

Признав, что победе равно пораженье, –

В сраженье вступи, чтоб не впасть в прегрешенье!

 

Услышал ты доводов разума много:

Внемли же, чему учит светлая йога.

 

К законам ее приобщиться готовый,

Возмездия – кармы – разрушишь оковы.

 

На этом пути все усилья успешны, –

Утешны они, потому что безгрешны,

 

И смерть не страшна, если даже досталась

Тебе этой благости самая малость.

 

На этом пути разум целен и прочей,

У прочих – безволен, расплывчат, неточен.

 

Начетчики, веды читая бесстрастно,

Болтают цветисто: «Лишь небо прекрасно!

 

Исполните все предписанья, обряды –

Достигнете власти и райской отрады!»

 

Но разум, что к власти исполнен пристрастья,

Не знает самадхи – восторга и счастья!

 

Относятся веды к трем гунам – к трем свойствам

Природы со всем ее бренным устройством.

 

Отвергни три гуны, стань вольным и цельным!

Избавясь от двойственности, с Беспредельным

 

Сольешься и собственности не захочешь,

Себя, Вечной Сущности предан, упрочишь.

 

Нам веды нужны лишь как воды колодца:

Чрез их глубину Вечный Дух познается!

 

Итак, не плодов ты желай, а деянья,

А ради плодов прекрати ты старанья.

 

К плодам не стремись, не нужна их услада,

Однако бездействовать тоже не надо.

 

Несчастье и счастье – земные тревоги –

Забудь; пребывай в равновесии – в йоге.

 

Пред ногой ничто все дела, ибо ложны,

А люди, что жаждут удачи, – ничтожны.

 

Грехи и заслуги отвергни ты разом:

Кто к йоге пришел, тот постиг Высший Разум.

 

Отвергнув плоды, сбросив путы рожденья,

Достигнешь Бесстрастья и Освобожденья.

 

Когда к заблужденьям не будешь причастен,

Ты станешь, от них отрешенный, бесстрастен

 

К тому, что услышишь, к тому, что услышал:

Из дебрей ты шел и к простору ты вышел.

 

Как только твой разум отвергнет писанье,

Ты к йоге придешь, утвердясь в Созерцанье».

 

Сын Кунти спросил: «Есть ли признак, примета

У тех, кто достиг Созерцанья и Света?

 

Какие поступки, слова и дороги

У мудрого, светлой достигшего йоги?»

 

Ответствовал Кришна, мудрец богородный:

«Когда человек, от желаний свободный,

 

Привержен лишь радости, в нем заключенной, –

Тогда он святой, от всего отрешенный.

 

Кто в счастье спокоен и стоек в несчастье,

Не ведает гнева, и страха, и страсти,

 

И не ненавидит, и не вожделеет, –

Тот к йоге всей сутью своей тяготеет.

 

И если, как лапы свои черепаха,

Вбирает он чувства свои, чтоб от праха

 

Отвлечь их, – от вкуса к бездушным предметам, –

Его ты узнаешь по этим приметам.

 

Предметы уходят, предел им назначен,

Но вкус к ним еще мудрецом не утрачен:

 

Он вкус к наслажденьям в себе уничтожит,

Как только увидеть он Высшее сможет.

 

Ведь даже идущий путем наилучшим

Порой подчиняется чувствам кипучим,

 

Но, их обуздав, он придет к Высшей Цели

И станет свободным, – безвольный доселе.

 

Где чувства господствуют – там вожделенье,

А где вожделенье – там гнев, ослепленье,

 

А где ослепленье – ума угасанье,

Где ум угасает – там гибнет познанье,

 

Где гибнет познанье, – да ведает всякий, –

Там гибнет дитя человечье во мраке!

 

А тот, кто добился над чувствами власти,

Попрал отвращенье, не знает пристрастий,

 

Кто их навсегда подчинил своей воле, –

Достиг просветленья, избавясь от боли,

 

И сердце с тех пор у него беспорочно,

И разум его утверждается прочно.

 

Вне йоги к разумным себя не причисли:

Вне ясности нет созидающей мысли;

 

Вне творческой мысли нет мира, покоя,

А где вне покоя и счастье людское?

 

То сердце, что радостей алчет и просит,

У слабого духом сознанье уносит,

 

Как ветер стремительно и невозбранно

Уносит корабль по волнам океана.

 

Так знай же, могучий на битвенном поле:

Там – разум и мудрость, где чувства – в неволе.

 

Все то, что для всех – сновиденье, есть бденье

Того, кто свое пересилил хотенье,

 

А бденье всего, что познало рожденье,

Для истинно мудрого есть сновиденье.

 

Как воды текут в океан полноводный –

Вот так для желаний есть доступ свободный

 

К душе мудреца; он пребудет в нирване,

Но только не тот, кто исполнен желаний!

 

Свободный от самости, верной тропою

Придет он, поправ вожделенье, к покою.

 

Ты Высшего Духа постиг состоянье?

С ним слитый, отвергнешь дурное деянье.

 

Пусть даже к нему ты придешь при кончине, –

Поймешь, что в нирване пребудешь отныне!»

3

Сын Кунти сказал: «Если, мне в назиданье,

Превыше деянья ты ставишь познанье,

 

Тогда почему, разуменьем богатый,

На страшное дело толкаешь меня ты?

 

Сознанье мутишь мне двусмысленной речью.

Ответствуй мне ясно: где благо я встречу?»

 

И Кришна сказал: «Для стремящихся к йоге

Я прежде уже указал две дороги:

 

Для жаждущих с Сущностью Вечной слиянья

Есть йога познанья и йога деянья.

 

В бездействии мы не обрящем блаженства;

Кто дела не начал, тот чужд совершенства.

 

Однако без действий никто не пребудет:

Ты хочешь того иль не хочешь – принудит

 

Природа тебя: нет иного удела,

И, ей повинуясь, ты делаешь дело.

 

Кто, чувства поправ, вое же помнит в печали

Предметы, что чувства его услаждали, –

 

Тот, связанный, следует ложной дорогой;

А тот, о сын Кунти, кто, волею строгой

 

Все чувства поправ, йогу действия начал, –

На правой дороге себя обозначил.

 

Поэтому действуй; бездействию дело

Всегда предпочти; отправления тела –

 

И то без усилий свершить невозможно:

Деянье – надежно, бездействие – ложно.

 

Оковы для мира, – бездушны и мертвы

Дела, что свершаются не ради жертвы.

 

О Арджуна, действуй, но действуй свободный!

Поведал нам Брахма, творец первородный,

 

Людей вместе с жертвой создав: «Размножайтесь

И, жертвуя, жертвой своей насыщайтесь:

 

Себя ублажайте, богов ублажая,

И будет от жертвы вам польза большая.

 

Приняв эти жертвы в небесном чертоге,

За них наградят вас довольные боги, –

 

Иначе предстанут пред вами ворами,

Когда на дары не ответят дарами!»

 

Остатками жертвы питаясь, мы чище

От этой становимся праведной пищи,

 

А люди, которые жертв не свершают,

Все сами съедая, – греховность вкушают.

 

От пищи возникли все твари живые,

А создали пищу струи дождевые,

 

От жертвы – дождя происходит рожденье,

А жертва – есть действия произведенье,

 

А дело – от Брахмы, а Брахма – Всесущий,

А значит, он в жертве, нам благо несущей.

 

Кто этому круговращенью враждебен –

Игралище чувств, – и кому он потребен?

 

Но тот, кого Атман насытил всецело,

Кто в Атмане счастлив, – свободен от дела.

 

В сей бренной юдоли не видит он цели

В несделанном деле и в сделанном деле,

 

Он самопознания выбрал дороги,

В ничьей на земле не нуждаясь подмоге.

 

Итак, делай то, что ты делать обязан.

Блажен, кто, творя, ни к чему не привязав.

 

Тем Джапака славен и люди другие,

Что мудро дела совершали благие.

 

И ты, целокупности мира во имя,

Трудись, делай благо трудами своими.

 

Кто лучше других, – тот учитель по праву,

Он всех своему подчиняет уставу.

 

Постиг я три мира, свершил все свершенья,

Но действия не прекращаю движенья.

 

А если б не действовал я, то в безделье

Все люди бы жить, как и я, захотели,

 

Исчезли б миры, если б дел я не множил,

Все касты смешав, я б люден уничтожил.

 

Как действуют в путах деяний невежды, –

Пусть так же и мудрый, исполнен надежды,

 

К делам не привязан, с душой вдохновенной,

Деянья свершает для блага вселенной.

 

Кто черпает мудрость в познанье высоком,

Не знающих пусть не смутит ненароком:

 

Они, оставаясь в своем заблужденье,

В деяньях пускай обретут наслажденье.

 

Природы-Праматери вечная сила, –

Всё делают гуны; кого ж ослепила

 

Гордыня, – решают: «Мы делаем сами».

Но тот, кто взирает позпанья глазами,

 

Поймет, что единая сущность – основа

И чувств и предметов, что снова и снова

 

Три гуны вращаются в гунах природы, –

И, к ним не привязан, достигнет свободы.

 

Но кто совершенным познаньем владеет, –

Познавшего несовершенно не смеет

 

Смущать, ибо что разумеет незрячий?

А ты, о воюющий, действуй иначе.

 

От самости, от вожделенья избавлен,

Ты каждым поступком ко мне будь направлен,

 

Будь Высшему Атману предан глубоко,

Сражайся – и ты не услышишь упрека!

 

Разумный, ученье мое постигая

И веря, что эта стезя есть благая,

 

Без ропота действуя долгие годы,

Одним лишь деяньем достигнет свободы.

 

А тот, кто мое отвергает ученье,

Кто ропщет, к предметам питая влеченье, –

 

Погибнет, безумный, познанья лишенный!

Ты понял ли, Арджуна, эти законы?

 

Природе вовек все живое подвластно,

И даже мудрец поступает согласно

 

Природе своей, – так к чему противленье?

И чувств отвращенье, и чувств вожделенье –

 

В предметах телесных; и то и другое –

Враги; отврати их владычество злое!

 

Исполнить, – пусть плохо, – свой долг самолично,

Важней, чем исполнить чужой сверхотлично.

 

Погибнуть, свой долг исполняя, – прекрасно,

А долгу чужому служенье – опасно!»

 

Спросил его Арджуна: «Кто же от века,

Скажи, побуждает на грех человека, –

 

К тому же силком, вопреки его воле?»

И Кришна, причастный божественной доле,

 

Ответил: «То – страсть, что возникла из скверны,

То – гнев пожирающий, неимоверный.

 

Как зеркало – мутью, огонь – темным дымом,

Как пленкой – зародыш, так ненасытимым

 

Желанием все мирозданье одето:

Желание – недруг познанья и света.

 

Враг мудрости – мудрость ввергает в пыланье

То алчное пламя в обличье желанья!

 

В рассудке и в чувствах оно пребывает,

Людей, ненасытное, с толку сбивает.

 

А ты, обуздав свои чувства сначала,

Врага порази, чья утроба взалкала, –

 

Прозренье и знанье пожрать захотела!

Считают, что чувства важнее, чем тело,

 

Познанье важнее всех чувств, но сознанье

Превыше познанья в моем пониманье.

 

А выше сознания – Он, Безграничный.

Себя утверди в его сути Сверхличной,

 

Врага уничтожь, – да обрящет кончину

Противник, надевший желанья личину!»

4

Сын Кунти спросил: «Что же выше ты ставишь?

Смотри: отрешенье от действий ты славишь,

 

Но хвалишь, о мудрый, и действия йогу.

Что лучше? Развей мою, Кришна, тревогу».

 

Ответствовал Арджуне праведник строгий:

«К высокому благу ведут обе йоги,

 

Но йоги деянья важнее значенье:

Она превосходит от дел отреченье.

 

Тот стал Отрешенным, кто, делая дело,

И зло обуздал, и желания тела.

 

«Две йоги различны», – глупец поучает, –

Но знай, что, достигший одной, получает

 

Обеих плоды, ибо слиты даянья

И йоги познанья, и йоги деянья.

 

Без йоги достичь отрешенья труднее,

И праведник, преданный йоге, скорее

 

С Великим и Сущим достигнет слиянья:

Себя победив и отринув желанья,

 

Сольется он с духом существ, с Вечным Светом,

И, действуя, не загрязнится при этом.

 

Кто, истину зная, добро насаждает, –

«Не делаю я ничего, – рассуждает, –

 

Касаясь, вкушая, внимая, взирая,

Дыша, говоря, выделяя, вбирая».

 

Встает ли е восходом, ко сну ли отходит, –

Он, праведный, ведает, что происходит:

 

«То чувств и предметов телесных общенье,

А я не участвую в этом вращенье».

 

Кто, действуя, с Духом Всесущим сольется,

Того вековечное зло не коснется, –

 

Не так ли, скатившись, от пыли очистив,

Вода не касается лотоса листьев?

 

Свободный, с предметами чуждый общенья,

Во имя благого самоочищенья,

 

Лишь разумом, чувствами, сердцем и телом

Пусть действует, дело избравший уделом.

 

Отвергший плоды обретает отраду,

Кто жаждет плодов, попадает в засаду.

 

Счастливец в покое живет благодатном,

Не действуя в городе девятивратном.

 

Не делает Бог – властелин совершенный –

Ни делателей, ни деяний вселенной,

 

Дела с их плодами творец не связует, –

Природа сама по себе существует.

 

Ни зло, ни добро не приемлет Всевластный.

Окутало мудрость, как мглою ненастной,

 

Неведенье, распространив ослепленье.

Но те, кому Бог даровал просветленье,

 

Разрушили знанием это незнанье,

И Высший, как солнце, явил им сиянье.

 

Постигнув его и себя в Нём, Высоком,

Ушли они, выиграв битву с пороком.

 

В слоне и в корове, в жреце и в собаке,

И в том, кто собак поедает во мраке,

 

И в том, что дряхлеет и что созревает, –

Единую сущность мудрец прозревает.

 

Чей разум всегда в равновесье, в покое, –

Сей мир победил, победил все земное,

 

И не умирая, и не возрождаясь,

Пребудет он, в духе святом утверждаясь,

 

Не станет, достигнув покоя, бесстрастья,

От счастья смеяться, страдать от несчастья.

 

Он Высшего Духа постигнет главенство,

И, преданный Духу, вкусит он блаженство, –

 

Затем, что предметов телесных касанье

Не даст наслажденья, а только терзанье:

 

Они преходящи, в них – бедствия лоно,

Безгрешный отверг их душой просветленной.

 

Лишь тот, кто, еще не дождавшись кончины,

Равно и отрады презрел и кручины,

 

Свой гнев пересилил и чувств самовластье, –

Обрел настоящее, прочное счастье!

 

Кто светится внутренним счастьем, – не внешним!

Тот с Высшим и в мире сливается здешнем.

 

Подвижник, живя ради блага людского,

Избавясь от двойственности и сурово

 

Свой гнев обуздав, уничтожив обманы,

Грехи, заблужденья, – достигнет нирваны:

 

Мудрец, от земных отрешенный желаний

И с Атманом слитый, – приходит к нирване.

 

Отринув предметы, презрев суесловье,

Направив свой взор напряженный в межбровье,

 

В ноздрях уравняв с выдыханьем дыханье,

Стремлений и чувств погасив полыханье,

 

Избавясь от страха, – мудрец безупречный

Приходит к свободе и высшей и вечной.

 

Познавши меня, всех миров господина, –

Того, кто есть подвига первопричина,

 

Кто жертвы вкушает, любя все живое, –

Мне предан, подвижник пребудет в покое!»

 

И Арджуна молвил: «Светла твоя милость, –

Исчезла незрячесть; душа озарилась;

 

Я стоек; не знаю сомненья былого;

Твое, о наставник, исполню я слово!»

9 Comments on "Опора опор"

  1. Albert | 22.04.2019 at 16:00 |

    да, это лучший перевод!

    А, хотите выложу одесский вариант “священной песни”? ))
    , так сказать – из стихов в прозу и более доступен для понимания

  2. Da Non | 22.04.2019 at 16:33 |

    2.30 Сознание, живущее в теле каждого существа, вечно и неуничтожимо. Поэтому не сожалей ни о ком!
    2.31 Если у тебя есть долг перед окружающими, не сомневайся, как поступить — исполняй свой долг. Для воина нет более достойного занятия, чем сражаться за справедливость.

  3. Да, каждый находит то, что ищет.
    Я нашла подтверждение смутному предположению, что религии от нас требуют “жертвы” в виде какой-то энергии (не придираемся к термину, да еще и “не дай Бог” с научной точки зрения). Причем “им” абсолютно все равно + или – (добро или зло), т.е. по модулю, и чем больше, тем лучше.
    Поведал нам Брахма, творец первородный,
    Людей вместе с жертвой создав: «Размножайтесь
    И, жертвуя, жертвой своей насыщайтесь:
    Себя ублажайте, богов ублажая,
    И будет от жертвы вам польза большая.
    Приняв эти жертвы в небесном чертоге,
    За них наградят вас довольные боги.

    • nebastron | 22.04.2019 at 21:56 |

      Полагаю лучшим изложением этой истории “Черный Баламут” Олдей.

      • …причём более убедительным, в котором Кришна предстаёт манипулятором, эдаким “серым кардиналом”, провокатором и разжигатеем свары.
        Несколько мелких замечаний: Кришна – не лучник Арджуны, а его возничий (собственно, об этом явно сказано ниже); “Пред Бхишмой и Дропой” – Дроной, конечно (дальше употреблено правильно: “с Бхишмой сражаться, с наставником Дроной”); мелкая опечатка – “люден” (вместо “людей”), что, впрочем, напомнило об АБС.

  4. АнтонОвич | 22.04.2019 at 18:52 |

    Пісня про Гаявату!

  5. Hochlander | 22.04.2019 at 20:14 |

    Якщо кому треба український переклад Бгаґавадґіти у віршованому перекладі Миколи Ільницького, прошу, панове, на Чтиво: http://chtyvo.org.ua/authors/Davnioindiiska_kultura/Bhagavad-gita/

  6. Albert | 22.04.2019 at 20:17 |

    Где – то, в Италии, а может в Одессе
    ——————————-
    (Сказка, которую рассказал мафиози своему 12-летнему сыну)

    – Папа, расскажи сказку!
    – Хорошо, расскажу….
    Эту сказку мне читал отец, а ему твой прадедушка.
    – А, – она интересная?
    – Она, – умная.
    – Рассказывай!
    – Дело было давным-давно, в далёкой стране, которая называется Индия.
    – Ну?
    – В этой сказке: – сын, которого зовут Ар Джуна спрашивает отца своего Кри Шну – что делать, потому что другая семья, контролирующая нижнюю часть города , замочила нашего….
    – Что! Взяли пушки и всех положили?
    – Нет.
    – А, что?
    – Слушай!
    Это сражение произошло тысячу лет назад….

    ;;;;;; ;;;;
    ……..
    1

    Стоял, вообще, Ар Джуна перед своим войском,
    Перед сражением,
    А на знамени его обезьяна нарисована
    И посмотрел на своих врагов.

    Но, перед тем как взять в руки лук,
    Говорит своему папаше-Учителю:
    Я послушаюсь твоего совета,
    А, ты, значит, останови мою колесницу

    Поближе к врагам, но так, что бы они нас не заметили,
    Хочу посмотреть – как у них войска расставлены,
    С кем сражаться буду,
    И , кого это здесь собрал мой родственник.

    – Очень плохой, как человек, лукавый потомок царя Дх Раштры
    И Кри Шна, наконец, услышал ученика своего Ар Джуну,
    Притормозил здоровенную колесницу,
    Посреди, ничего не подозревавших, врагов.

    Которые, тщательно прикрыли задницу стальными пластинами,
    И остановил, как раз, перед Бхиш Мой и Дро Ной,
    И говорит Кри Шна: посмотри – каковы они,
    И войско ихнее.

    Смотрит Ар Джуна, который родился кудрявым,
    А кругом родственники: дедушки и ихние внуки,
    То есть братья, а также их знакомые
    И все готовые драться с ним,
    Потому, что в руках они держат стрелы

    2.

    Увидел Ар Джуна близких людей и прежних своих товарищей,
    И пребывая на высоком эмоциональном пике
    Почувствовал сожаление создавшейся безвыходной ситуацией,
    Несмотря, на то, что был воином.

    И сказал: учитель мой Кри Шна
    Где же предел человеческой глупости?
    Так как тут я вижу только родных людей,
    Которые, собираются убить друг друга.

    Что-то мне стало плохо от этого
    Я чувствую слабость
    Во рту у меня пересохло
    И весь я дрожу.

    Мой разум отказывается это принять,
    А как представлю, что может произойти
    – Кровь в сосудах замерзает
    И лук свой держать уже не в состоянии.

    Отвратительные видения у меня перед глазами
    Разве я хочу убивать своих родственников?!
    Не надо мне ни царства, ни победы
    -Зачем мне учитель, всё это надо?

    Те, которых я желал победить,
    Пришли ко мне как враги
    И те, которые учили меня с детства
    -Теперь пришли с оружием.

    Нет! Я не хочу их убивать, не могу!
    Лучше я сам умру….
    -Зачем мне власть над миром,
    Если придётся убить дорогих моему сердцу людей.

    Не будет мне радости больше,
    Потому, что грех возьму на душу
    Неужели мы смерть принесём им?
    Я больше никогда не смогу быть счастливым.

    Но! Они, ведь, слепы,
    Потому ,что мы им такие же родные,
    И не видят грех в том, что хотят нас убить
    И себя, возможно, тоже….

    Но! Если я понял!
    Весь ужас нами задуманного,
    Неужели я допущу,
    Что бы наши семьи истребили друг друга.

    3.

    Что же делать?!
    Погибнет мой род,
    А если погибнут мужчины,
    -Умрут все семейные традиции.

    Наши жёны станут развратны,
    Вот тут и начнётся бесчестье
    Хорошо, что мы не будем этого видеть
    -Прервется духовный Путь

    А, если законы нашего рода
    Перестанут существовать
    Женщины начнут спать со всеми подряд
    -Всё переменится….

    Наши жёны и дети
    Их жёны и дети
    Забудут своих предков,
    Что весьма плохо.

    А, если наши предки,
    Смотрящие с небес
    Увидят, что их забыли
    Окажутся в аду, что – очень плохо.

    И все люди
    Которые забыли родовые законы
    Окажутся там же
    Я в этом не сомневаюсь!

    -Так я решил, – чем такое
    Лучше я лягу в поле
    И буду ждать смерти,
    -Пока меня кто нибудь не зарежет.

    И лёг Ар Джуна на дно колесницы,
    А душа разрывалась от боли
    -Закрыл лицо руками, и даже заплакал
    И лук любимый упал на землю.

    4.

    И тут Кри Шна увидел
    Как страдает его любимый ученик
    И не просто испытывает боль,
    А высокую боль сострадания.

    Сказал: – мальчик мой,
    Если ты вышел на поле битвы
    -То нельзя сейчас её бояться
    Ты ведёшь себя недостойно.

    Тоже мне, место нашёл для размышлений
    -Мог бы и раньше об этом подумать
    Умереть проще всего.
    И благодарности ты не дождёшься….

    Отдели свой страх от себя,
    Вспомни, что ты сильный,
    Встань, и пусти
    Свои меткие стрелы во врагов

    Ар Джуна говорит: как же я буду стрелять,
    В Бхи Шму, в учителя Дро Ну
    Столь – великих своими делами
    – Лучше нищим без славы бродить по свету.

    Если убить своих близких,
    – всю жизнь будем съедать себя живьём
    И у меня будет ощущение,
    Что я попробовал человечину.

    Ведь не знаю я, – Что же лучше!
    самому умереть или быть убитым,
    Смогу ли наслаждаться жизнью
    После этой битвы.

    Я ведь – твой ученик!
    И ты долго меня учил
    Но, видно я не понял до конца
    Как жить дальше.

    Даже власть над всем миром
    Мне счастья не даст
    Поэтому, я прошу мне ответить – Что лучше?!
    Но, я твёрдо решил, что сражаться не стану.

    5.

    ….И тут Кри Шна улыбнулся,
    Сильно загадочно,
    И ответил Ар Джуне,
    Совсем потерявшему голову.

    – Если бы ты был мудрым,
    Ты бы видел законы жизни,
    – Не жалел бы живых,
    – Ни скорбел бы по мёртвым.

    Потому что мы были всегда,
    Как и все остальные люди,
    Посмотри-ка вокруг!
    Как меняется детство на зрелость, на старость.

    Меняются чувства присущие детству,
    Другие приходят,- будучи взрослыми,
    Сменяют чувства на слова, – становятся старыми,
    Не противоречит мудрый ходу событий!

    У тела есть близкие чувства: радость и горе,
    Может быть холодно,
    А, может быть жарко,
    – Всё же пройдут они….

    Скоро, ли? Долго ли?
    -Всё равно слишком быстро,
    Не будь ими связан,
    Чувствами должен ты управлять!

    А, будешь мудрым,
    -Сохранишь свою душу,
    Спокойный – в счастье,
    – Несчастья не заметишь.

    Можешь ли ты сказать, ученик мой:
    -Где начало всего, – где причина!
    Того, что ты существуешь,
    И того, – что тебя не было.

    ….Кому откроется эта правда, Ар Джуна,
    -Увидит причину того и другого,
    Ведь всё бесконечно!
    -Или ты всё представляешь себе по другому?

    И, если всё бесконечно,
    То, прекратиться не может,
    Естественно,
    Что некому всё уничтожить.

    Тела – развиваются,
    Потом – разрушаются,
    Вечный Дух вселенной во всём,
    И, поэтому, не очень заметен людям.

    Ты слышишь меня!
    – Не жалей недостойных,
    ….Ты по судьбе своей – воин,
    – Так сражайся как воин.

    6.

    Если ты думаешь:
    что станешь убийцей,
    А, может, умереть боишься?
    – Ты одинаково глуп.

    – Дух не умирает,
    – Никогда не рождается,
    – Не видит снов,
    – Никогда не пробуждается.

    Он вечный, – и стремится,
    – К Своей цели,
    Нам – не известной,
    Даже если тело мертво
    Он продолжает свой Путь в мёртвом теле

    О, если б ты понял,
    Что Дух вечно был, вечно будет,
    Ты сам никогда не убьешь,
    И других принуждать не будешь.

    Дух, как одежду,
    Тело меняет
    Потом выбирает другое,
    И новое носит.

    Вечный Дух не болеет,
    Не стонет, как ты,
    Не горит и не тонет.
    А также:

    “….Он – неопалимый, и неуязвимый,
    И неувлажняемый, и неиссушимый.
    Он – всепроникающий и вездесущий,
    Недвижный, устойчивый, вечно живущий.”

    Ар Джуна, – Дух есть!
    И ты это понял, надеюсь….
    – Но, не можешь его увидеть,
    Зачем же страдаешь?

    Но, если бы ты был убеждён,
    Что Дух рождается и умирает,
    – Печалиться тебе не стоит,
    Так как ты этого всё равно не догонишь.

    – Тут нужно понять,
    Что ничего когда-то не было,
    А теперь есть, – слава Создателю!
    – Потом, опять, некому будет об этом сказать.

    -Кто Духа не видел: не спросит- где он?
    – А, тот, кто почувствовал, подумает – где он?
    – Кому повезло – молчать не сможет!
    – Он сможет спросить, только – где он?

    Он вечно живёт,- во всём
    – и ты принадлежишь ему,
    и, даже, если в этом ты сомневаешься,
    – это ничего не меняет….

    И, … – если ты, не можешь
    Охватить полную картину мироздания
    – То можешь поверить моим словам,
    -Что должен действовать, исходя из себя.

    Усвоив МОЁ чувство справедливости.
    Ты можешь вступить в сражение.
    И можешь мне поверить,
    – Что корить тебя за это не буду.

    Но! Если откажешься от этой битвы.
    Ты сам ничего не поймёшь,
    И других не научишь.
    – Духовный твой путь для меня бесполезен!

    И, кроме того, – если откажешься от битвы
    Настанут вполне предсказуемые последствия:
    -Не зная о твоих размышлениях,
    Люди смешают твоё имя с грязью.

    Покроешься позором,
    Как коркой – отодрать не сможешь.
    Уйдёт уважение,
    Сомневаться начнёшь, что ты избранный мною.

    Смелые, но недалёкие скажут
    – Он струсил!
    Глупцы издеваться станут,
    – От них спрятаться уже не сможешь!

    Если убьют тебя
    -Достигнешь меня.
    Останешься жив!
    – Насладишься на Земле, – по полной….

    Поэтому,
    Оторви свою задницу
    От колесницы
    И начни сражение!

    Твоя победа равноценна потере,
    – Близких твоих.
    …. Ты понял! – что счастье и горе
    Равны – в полной мере!??

    – Пап, – рассказывай дальше!

    – Завтра.

    – Почему завтра?

    – Давай, спи….

    ******** ********

Comments are closed.