Перед рывком (Часть 1)

Сейчас трудно себе представить, что изначально двигало идеи главы SpaceX, направленные на практическое освоение космического пространства вне орбиты Земли, где уже давно работают спутники различного назначения, целые их группировки и, конечно – орбитальная обитаемая станция. Но используя логику, можно представить, что эту большую программу, результатом которой должны стать регулярные полеты на Луну и Марс, требовалось разбить на относительно небольшие отрезки пути, на каждом из которых надо было все пройти с нуля.

Собственно говоря, надо было создать ракетные ускорители, способные в принципе выводить полезную нагрузку хотя бы на ту орбиту, где работает большинство современных космических аппаратов, а затем – дать ракетам возможность выводить на орбиту массивные объекты, которые могут стать частями межпланетных кораблей или частями планетарных станций. При этом, надо было обеспечить безопасность как грузов, так и людей, выводимых в Космос.

Проще говоря, надо было добиться допустимой надежности запуска ракет и  возможности увеличить число доступных стартов в разы или даже порядки, относительно того, что давно является устоявшейся практикой. И тут вопрос должен был упереться в огромную стоимость единицы груза, выводимой на орбиту. Без радикального снижения стоимости старта, нечего было даже думать о планах пилотируемого полета на Марс, поскольку с тем уровнем цен, который сложился, это была бы неподъемная задача даже для группы самых богатых стран, которые объединили бы свои усилия.

Просто представим, что невзирая на чудовищную стоимость проекта, удалось доставить и сформировать на Луне колонию поселенцев. Опустим вопрос о том, что бы они могли там добывать, чтобы окупить программу. Просто представим, что там случилась авария, и надо срочно туда что-то доставить или эвакуировать людей, а сделать это банально нечем, поскольку иметь сколько-нибудь вменяемое количество  средств доставки – удваивает, утраивает, и так далее – затраты.

А без такой возможности подстраховки никто не отправит людей даже на орбиту. Просто вспомним о гибели российской подлодки «Курск». Катастрофа показала, что совок построил флот субмарин, но не создал адекватной структуры аварийного спасения экипажей. Проще говоря, не было специализированного комплекса, который может быстро прибыть на место и самостоятельно обеспечить спасение людей. По сути, там сработал принцип: «спасение утопающих – проблема самих утопающих». С космосом все еще сложнее.

Сейчас аварийное спасение орбитальной станции выглядит просто. Люди грузятся в пристыкованные корабли, отчаливают и через несколько часов совершают посадку. Насколько известно, корабли просто не приспособлены к длительному пребыванию там человека, а потому – речь идет о полете в несколько часов, максимум – суток.

В общем, нужна была высокая частота стартов и радикальное снижение их цены. Именно это и стало ключом всех работ Маска. Отсюда возникла идея о многоразовом использовании максимального количества агрегатов и частей ракеты. В результате, SpaceX довольно быстро научилась надежно запускать ракеты в обычном режиме, потом – наступил этап повторного запуска разгонных блоков, и наконец, компания перешла к производству ускорителей, которые рассчитаны минимум на десять запусков. Причем, каждый из ускорителей доводился до таких кондиций, чтобы его восстановление и приведение в готовность к повторному запуску исчислялась неделями, с прицелом на дальнейшее сокращение этого срока.

То есть, Маск формирует флот ускорителей, часть из которых находится в постоянной готовности к запуску, что необходимо для обеспечения минимальной надежности пилотируемых программ, нацеленных за орбиту Земли, и похоже на то, что вот-вот наступит этот самый минимальный уровень. Тем временем, повторность использования разгонных блоков уже позволяет Маску держать самую низкую цену запусков на рынке, и скорее всего, он бы мог опустить еще ниже, сократив прибыль, но смысла в этом пока нет, и компания зарабатывает по максимуму, покрывая расходы на программу.

(окончание следует)

2 Comments on "Перед рывком (Часть 1)"

  1. Andriy Moderator | 28.01.2019 at 17:25 |

    “Сейчас трудно представить, что изначально двигало идеи главы SpaceX”

    Ну почему трудно? Сначала была мечта. Мечта полетов на Марс. Потом появились деньги. Была попытка купить ракеты в РП, где над Маском потешались и сделка не состоялась, но по результатам Маск писал, что при правильном подходе там можно было запросто купить не только ракеты, но и ядерные боеголовки.

    Поскольку “быстрый” путь не сработал, пришлось идти по “длинному” пути – создавать все самостоятельно.

  2. SoulDoctor | 28.01.2019 at 17:32 |

    “Насколько известно, корабли просто не приспособлены к длительному пребыванию там человека, а потому – речь идет о полете в несколько часов, максимум – суток.”

    Це дійсно так. Багато років тому був свідком (знаходився в Центрі керування польотами) ситуації, коли не пройшла команда на розстиковку з орбітальною станцією “Союзу”, який мав повернути частину екіпажу на землю. Тоді французський космонавт-досліджувач Жан Лу Кретьєн пережив, мабуть, найнеприємніші моменти свого життя 🙂 Разом з одним із наших, прізвища вже не пам’ятаю. Бо це ж не машина, яка не завелася з першої спроби – перед повторною командою на розстиковку кілька годин потрібно на перевірку всіх систем та з’ясування причин збою, та на повторне обчислення траекторії балістиками, щоб не приземлитися у непередбаченому районі. Так і намотували круги двоє товаришів у повному спорядженні – терпіли незручності, та мабуть ще й дихали економно, бо в повністю автономному режимі, а чи буде друга спроба вдалою – невідомо… На щастя, все завершилося добре. Але це ситуація нештатна і напруження відчувалося добре. Та це було так давно! І з того часу надійність захромала на обидві ноги.

Comments are closed.