США – выход из Сирии (Часть 1)

Вчера президент США Трамп заявил о начале вывода войск США из Сирии. Причем, речь идет о полном выводе, а это – около двух тысяч военнослужащих. Похоже на то, что вывод не будет постепенным или поэтапным, а быстрым и полным. При этом, военное командование США уведомило союзников, курдов и небольшой военный контингент из Франции о предстоящем выходе. Если  быть точным, это – второй крупный маневр США в Сирии.

Первый был совершен еще при Обаме и был он намного более масштабным. Тогда, в 2015 году, были развернуты войска мусульманской коалиции для полной зачистки Сирии как от ИГИЛ, так и от Асада и его войск. В северной части Саудовской Аравии уже развернулась огромная ударная группировка, куда вошли подразделения армий стран Залива, Египта и даже Пакистана. В Турцию прибыла авиация тех же стран и сухопутные подразделения из Катара. А всего в коалицию вошли войска из 34 стран мира.

В общем, примерные очертания планируемой операции были понятны. Планировались два мощных встречных удара с территорий Иордани и Турции, соответственно. В общем, ресурсы коалиции были более, чем внушительными, и операция должна была начаться уже в течение нескольких дней. По крайней мере, войска начали выдвижение на исходные позиции, но последовала команда – «отбой».

Операция была отменена в виду того, что в игру жестко вмешались Штаты, и Обама пообещал решить вопрос без массового побоища и более мягкими средствами. Похоже на то, что в тот момент участников коалиции уже не следовало останавливать, или если надо было это делать – то раньше. Как и следовало ожидать, коалиция распалась, а Турция стала осуществлять самостоятельную операцию в более усеченном виде, но только своими силами, в северных районах Сирии.

Как показали дальнейшие события, Обама тогда так ничего и не решил, а тотальна война в Сирии все равно никуда не делась. Что же это получается? Вашингтон остановил беспроигрышную операцию своих союзников. Причем, в таком варианте Штаты своими самолетами дальнего радиолокационного обнаружения или штурмовиками могли присутствовать лишь в виде координирующей силы, если бы авиация союзников где-то не доработала.

Это значит, что с точки зрения нынешних представлений о ведении боевых действий, складывалась идеальная ситуация, которая не предполагала потерь американских военнослужащих и боевой техники. Более того, затраты на проведение операции союзники распределили между собой. Лучшего варианта не могло быть в принципе, но Обама дал отбой и вся эта вязкая возня в Сирии продолжилась на следующие три года, а второй раз такую коалицию собрать уже может и не получиться.

Тем не менее, за три последующие года ИГИЛ перестал быть структурированным сообществом с четко очерченной территорией, и главное – ресурсами для ведения своих операций. Исламское государство перешло в режим партизанской войны, в которой можно  использовать уже другие средства для его окончательного уничтожения. Собственно говоря, ситуация снова подошла к моменту, когда вопрос ИГИЛ уже можно решить окончательно и в какие-то вменяемые сроки. Логика подсказывает, что выходить из операции на самом финальном этапе – абсурд. Насколько уже всем известно, Трамп старается избавиться от любого наследия Обамы и уж в сирийской операции он не должен бы повторять спорные и не вполне объяснимые действия Обамы, но сейчас мы наблюдаем именно это.

Пока трудно делать какие-то определенные выводы, но на поверхности лежит два основных. Первое – Штаты в Сирии преследуют не только и не столько задачу уничтожения ИГИЛ, но что-то еще. Скажем так, если бы Вашингтон решил, что это ему действительно опасно, то там не осталось бы ни единого нефтепромысла просто в течение суток, а нет нефти – нет денег, а нет денег – нет войны. Если бы речь шла о том, чтобы выдавить оттуда Иран – было бы закрыто небо на Востоке Сирии, а наземные пути поставок можно было уничтожить как самим, так и предоставить эту возможность Израилю. Уж израильтяне отнеслись бы к этому делу со всей тщательностью. Но ничего этого не произошло. Штаты там отрабатывали даже не в пол силы, а на маленькую часть. Между прочим, это наводит на мысль о том, что на самом деле, они имели другую цель, вернее – еще одну. И потом, отвод войск – это  слишком громко для тех нескольких групп спецназа и различного направления инструкторов, которые работали с курдами. Базы находятся рядом с территорией Сирии, куда они и выводятся.

(окончание следует)