Страсти по «шестому поколению» (Часть 2)

Что интересно, множество американских экспертов анализируя данные, полученные о российском Су-57 (в девичестве ФАК-ПА) и китайском J-20, указывают на то, что эти самолеты не соответствуют требованиям пятого поколения и не только потому, что те не имеют соответствующих штатных двигателей и летают на двигателях прошлого поколения (они не дают возможности крейсерской, бесфорсажной сверхзвуковой скорости и не имеют нужного снижения тепловой сигнатуры самолета), но что более важно, самолеты не соответствуют самой концепции пятого поколения боевых самолетов. Ведь новое поколение предполагает не только меньшую радиолокационную и инфракрасную сигнатуру, но и боевое применение имеет совершенно новую концепцию, и это уже связано со всей инфраструктурой вокруг самолета и главное – новые возможности взаимодействия с нею.

Если уж совсем просто, начинка самолета пятого поколения настолько интеллектуальна и многофункциональна, что его малая заметность и скрытность от истребителей и систем ПВО противника обеспечивает максимальную сохранность того узлового элемента общей системы боя, которым и является самолет пятого поколения. Да, скрытность позволяет ему ближе подобраться к цели и обнаруживать воздушного противника намного раньше, чем тот его сможет обнаружить, а потому – принять решение об уходе из опасной зоны или нанесении удара причем – удар может наноситься не только и не столько бортовыми средствами поражения, но и теми, которые находятся в управляемой сети.

Безусловно, что речь идет о взаимодействии такого уровня, когда параллельно пилоту работает высокоуровневая система искусственного интеллекта, которая страхует пилота и берет на себя текущие функции, одновременно разгружая пилота и ускоряя сам процесс взаимодействия с теми силами и средствами, которые находятся в собственной боевой сети. Просто представим, что самолет дает возможность одновременно сопровождать несколько десятков целей и поразить его силами нескольких десятков боевых платформ – самолетов, кораблей или наземных средств, просто нажатием пары кнопок.

Просто держать в голове всю эту картину при маневрировании и учитывать основные параметры полета – та еще задача. Поэтому ИИ не просто страхует, но и дублирует пилота, фиксируя все его принятые решения, анализируя их, и обучаясь в одно и то же время. Все это для того, чтобы в каждой конкретной ситуации из множества вариантов пилот мог выбрать самое подходящее решение, а в некоторых ситуациях, когда пилот не успевает или не может реагировать, ИИ страхует его и реагирует так, как это бы сделал пилот.

Все это к тому, что концепция боевого применения самолета пятого поколения стала просто другой, имеющей мало общего с тем, как применяются самолеты предыдущего  поколения. То есть, шаг поколения обусловлен не физическими характеристикам: скоростью, грузоподъемностью, заметность и т.д., а совершенно новыми задачами, которые может решать машина, и главное – какими способами она их решает. Помнится, в самом начале внедрения Ф-35 было много разговоров о том, что его внутренний отсек не очень вместителен и там помещается совсем небольшое количество боеприпасов. Вот эти вопросы и этот подход как раз и указывал на то, что эксперты просто не понимают, что такое самолет пятого поколения и как он будет применяться. С учетом того, что невзирая на эту критику и без лишних объяснений американцы приняли его на вооружение и погнали свое производство, явно намереваясь достичь порога в 2000 машин, который был запланирован изначально, там не входили в дебаты именно потому, что оппоненты не понимали предмета спора.

Именно поэтому, когда американцы оценивают российские и китайские самолеты, как не соответствующие требованиям самолетов пятого поколения, те становятся на дыбы и рассказывают о том, какие у них замечательные аэропланы, даже не понимая, зачем американцы их строят и массово выпускают.

Те же американские эксперты очень сдержанно отмечают, что получения опыта боевого применения самолетов пятого поколения дает представление о том, куда стоит двигаться в дальнейших разработках, а куда – нет, и почему. Это – совершенно другой опыт, который невозможно получить иным способом, и потому решение о строительстве самолета 6-го поколения, минуя пятое, выглядит более чем сомнительной затеей. Как минимум, для этого надо было иметь сотню-две Ф-35, чтобы понять, куда расти, а не механически улучшать какие-то характеристики самолета. Начиная с пятого поколения самолетов, это уже перестало работать.

(окончание следует)

4 Comments on "Страсти по «шестому поколению» (Часть 2)"

  1. олег | 24.11.2018 at 16:32 |

    Не совсем в тему 6-го поколения,просто-созвучно.В конце 80-х читал Тома Клэнси-“Все страхи мира”,так ещё он(кстати,в аннотации-“книга рекомендована слушателям военных академий США”) в своих сценариях обыграл одну закономерность-кто раньше увидел-победил! Причём это касалось и ВВС и подводного флота.А все эти “кобра Пугачёва”,и прочие выпендрёжи,уже не имеют практического значения.Комплексы ЗРВ не стреляют одной ракетой и даже в моё время преподавали,что самый лучший пилот от двух ракет не уйдёт,манёвр нужно начинать не ранее и не познее 9 секунд.(С75)

  2. Станислав | 24.11.2018 at 16:32 |

    так-то и Ф-35 не имеет крейсерского сверхзвука (не считая, как говорят, “коротких бросков на 150 миль”)
    это, наверное, и не главное

  3. “… ИИ страхует его и реагирует так, как это бы сделал пилот.”
    ____________________________________________
    Наверное в шестом поколении и пилотов не будет.Если и будет, то группа в каком-нибудь ЦУПе наблюдать глазами беспилотников,либо подключать некие системы работающие по алгоритмам за доли секунды.Вся битва заканчивается за время полета гиперзвуковых ракет различного класса к своим целям.

  4. Andriy Moderator | 25.11.2018 at 03:17 |

    Вполне возможно, что уже и в 5-м поколении решение на применение оружия вполне может применять не пилот, а наземный оператор где-нибудь за тысячи километров, а сам самолет 5-го поколения и его пилот будут глазами и ушами плюс командным узлом на поле боя.

Comments are closed.