Эффект маятника (Часть 2)

Подводный автономный, противолодочный аппарат OZZ-5

Между прочим, приведенный выше маятник – не аллегория, а какой-то общий закон, который в примерно одинаковых условиях действует аналогично. Для того, чтобы посмотреть на то, как он действует в другой точке Земли, следует обратить внимание на Японию, которая находится в шаге от того, чтобы как и Украина, сбросить с себя липкие одежды пацифизма и всерьез заняться своей обороной. Причем, после Второй Мировой Войны Япония была тотально демилитаризованной страной и даже законодательно запретила себе иметь вооруженные силы. Ситуация изменилась в период Холодной Войны, когда противостояние Запада и Совка вывело мир на грань войны. Тогда Япония вынуждена была воссоздать небольшую часть собственных вооруженных сил, назвав их «Силами самообороны».

Тогда был создан компактный, но высокотехнологичный флот и пусть и немногочисленные, но современные ВВС. Масштабы военного строительства сдерживались конституцией и двусторонними соглашениями с США, которые взяли на себя функцию обеспечения безопасности Японии от внешних угроз.

После развала совка угроза, как таковая, исчезла, и силы самообороны Японии, как и армии европейских стран, стали если не деградировать, то уж стагнировать – точно. Правительства просто не могли обосновать запросы на оборону, которые позволяли бы и содержать и развивать армию и флот одновременно. Именно поэтому обозначилось замедление развития вооруженных сил. В данном случае, замедление не было связано с технологическими или производственными возможностями, на него повлияла целесообразность. В общем, отсутствие угрозы всегда так действует.

Насколько теперь можно понимать, Штаты стали создавать иную конструкцию сдержек и противовесов на Дальнем Востоке. Постепенно усиливающийся Китай должна была компенсировать Московия, и за это ей прощались многие вещи, которые многим стоили бы краха политической и экономической системы, но Москве все сходило с рук. На рубеже тысячелетий, Московия выглядела идеальным противовесом Китаю, который еще сильно отставал от нее технологически.

Но Путин сломал эту схему, и в результате, произошли две вещи. Первая – Московия утратила свою былую ценность для Штатов, да и для всей мировой конструкции тоже, и даже стала элементом, дестабилизирующим ситуацию задолго до открытой агрессии против Грузии, а потом и Украины. Московия стала помогать Китаю в плане технологий, то есть работать в противоположном направлении, относительно изначальной своей ниши.

А второе следствие было в том, что Япония снова вернулась в игру, но уже не в качестве противовеса совку, а уже Китаю. Но в отличие от совка, экономика, технологический и производственный уровень Японии позволяет почти мгновенно развернуть производство военной продукции любой сложности и в любом количестве, от подлодок и до самолетов пятого поколения. Похоже на то, что Штаты, условно, сняли ногу с педали тормоза и Япония двинулась по пути восстановления своих вооруженных сил.

Причем, именно относительно Японии можно быть спокойными. Они давно известны как умные, умелые и обстоятельные воины, а потому – четко представляют характер угроз и те средства, которыми эти угрозы следует нейтрализовывать, а промышленность легко перейдет в режим насыщения армии, авиации и флота всем тем, что будет заказано.

В этой связи стоить заметить, что практически синхронно с нашей выставкой вооружений в Париже состоялась международная выставка Euronaval 2018, в которой обычно не были представлены японские производители вооружений. Выставка была специализированной,  посвящена флоту, где ведущие производители морских систем вооружений всего мира демонстрировали свои достижения. И вот в их числе оказалась MHI (Mitsubishi Heavy Industries), которая выступила очень  сильно и сразу с тремя высокотехнологичными системами.

Первое, что привлекло внимание –  дизель электрическая «бесшумная» подлодка – наследница субмарины класса “Сорю”, водоизмещением 4200 тонн. В производстве таких подлодок обычно лидировала Германия с ее модификациями субмарины «Дельфин», но послевоенная Япония давно (60 лет) и успешно изготавливала не менее совершенные лодки для собственного ВМФ и просто не афишировала это, и не предлагала это на экспорт. Но похоже на то, что ситуация меняется, и масштаб их производства увеличивается, и потому потенциальным покупателям заявили о том, что Страна Восходящего Солнца планирует всерьез выйти на этот рынок. Тут надо заметить, что японская делегация просто явно не была готова давать подробную информацию о своей продукции и ограничилась только первой заявкой на этот рынок.

Вторым экспонатом стал ракетный фрегат класса FMMF, спроектированный по технологии «стелс», с интегрированной системой ПВО/ПРО собственного проекта – с функциональностью системы «Иджис», но как заявляет производитель – работающей в двухдиапазонном режиме (S и X диапазоны), что делает ее более функциональной.

Тут надо заметить, что еще со времен «особой скромности» в Японии принято называть фрегатами корабли, которые по своим характеристикам скорее являются эсминцами. Так, представленный фрегат имеет водоизмещение 6 тыс. тонн, против японского аналога американского эсминца «Арли Бьорк», класса «Акидзуки» с его 7 тыс. тонн водоизмещения. В общем, при меньших габаритах, на 10 м короче и на 2 м уже, фрегат будет иметь сопоставимые, с эсминцем, боевые возможности.

В отличие от подлодок, где японская делегация давала лишь массо-габаритные данные, по фрегату была предоставлена более развернутая информация, в том числе и о системах вооружений. Но самым неожиданным оказался подводный дрон OZZ-5, который, по утверждениям производителей, на сегодняшний день является наиболее эффективным противолодочным средством в мире.

В общем, от японцев этого никто не ожидал и очевидно, что Mitsubishi показала намного меньше того, что могла бы продемонстрировать. Вот это и есть тот самый эффект маятника, который проявился вследствие размахивания Китаем красными тряпками и бряцания железом. Пекин тянет свою оборонную программу с напряжением всех своих технологических возможностей, а Япония просто этим не занималась, пока ее не вынудили, и теперь коллеги увидели, что японская оборонка проснулась и готовится рвануть вперед. Пусть не в таких масштабах, но Украина делает то же самое. Мы только взялись за оборонку. Самое интересное еще впереди.

4 Comments on "Эффект маятника (Часть 2)"

  1. Микола КР | 01.11.2018 at 05:51 |

    Где-то я потерял первую часть.

  2. японцы – традиционные (природные) враги китайцев. Им только дай команду, китаез будут рвать на части.

  3. Ігор | 01.11.2018 at 11:19 |

    У них тама взаимная “любоф”
    Большой Китай всегда был угрозой более малому и островному государству – Японии.
    Просто в эпоху Японского империализма вояки сильно перестарались, а Китай ничего не забыл.
    Вопрос столкновения Китая и Японии, это вопрос времени.

  4. anti-colorados: “Они (японцы) давно известны как умные, умелые и обстоятельные воины…”

    А кроме того, они жутко дисциплинированные и сентиментальность на работе (службе) не просматривается. Правда, их береговая линия — это что-то с чем-то, страшный сон пограничника. И кстати, они ещё не готовы останавливать москитный китайский флот с диверсантами. Японское население настроено благодушно к китайцам (пока что). Дальше будет видно, особенно при будущем решении вопроса об о. Сахалин.

Comments are closed.