Буржуйка в качестве катализатора (Часть 1)

ПРОЛОГ

В прошлой жизни автору довелось отслужить свои два года в совковой армии и слава Богу, служба проходила в таком месте, где кроме обычного армейского маразма, была возможность плотно, почти ежедневно (последние полтора года) общаться с местными жителями, которые живя в совке, совками не были. Это было не потому, что автору удалось познакомится с такими отдельными личностями, а по той причине, что практически все местные жители были почти не подвержены этой заразе. Именно потому они теперь в ЕС и НАТО, а мы только проламываем себе путь, сквозь огромные завалы совка.

В то время в войсках проводились два типа масштабных учений, когда вся часть поднималась по тревоге и выходила из расположения. Первые были привычными, это там где «ура» и все такое. На этих учениях офицерский состав был более менее в адеквате, потому что на ходу была вся техника и надо было контролировать прапорщиков, чтобы те не распродали топливо самостоятельно и не положили все себе в карман, не поделившись. В общем, такие учения были мало интересными, если только не проходили под руководством Москвы. Тогда можно было отличиться и быстро продвинуться по службе или наоборот.

Причем, отличиться – означало произвести впечатление на начальство своим лихим и придурковатым видом и демонстрацией невыносимой любви и преданности руководству. Но мы в таких мероприятиях участия не принимали и все было банально до скукоты. А вот другие учения проводились без лишней помпы и контролировали ее другие люди, в основном – особисты, а потому – там надо было все делать аккуратно, ибо простые армейские приемы могли сработать в обратную сторону. В данном случае, речь идет о мобилизационных учениях. Уже давно известно, что на базе отдельного батальона, в случае войны, должен был развернуться полк, на месте полка – дивизия и так далее. Для этого имелось соответствующее количество обмундирования, оружия и прочего.

Но чаще всего, именно запасы на учения не вывозились, а просто разворачивался палаточный городок для приема резервистов. Иногда их таки пригоняли и это был такой фестиваль, о котором, возможно, когда-то еще напишем. В общем, иногда приходил эшелон «партизан» и тогда их одевали-обували и размещали, после чего начиналась такая дикая пьянка, о которой даже вспоминать жутко. Автору пришлось наблюдать эту орду единожды, и то – у соседей. У нас все было просто – развернулись на время, подождали проверяющих, показали, покормили, свернулись и назад. Иногда это длилось двое или трое суток, иногда – дольше.

В общем, все было отработано до автоматизма, и городок устанавливали намного быстрее норматива, а потом – долго ждали делегацию, чтобы показать готовность. Летом в лесу весело, а вот зимой – другое дело. Народ сбивался в несколько палаток, где топили буржуйки и жевали сухпай и травили байки. Пока не приехала проверка – не бухали, ибо комитетчики могли не понять. Иногда – поили их спиртом, во время проверки. Спирт всегда был про запас и у связистов. Они им что-то должны были протирать, но как водится, весь он уходил «внутрь». Но только вместе с проверкой или после нее. До этого момента все разговоры были трезвыми и умными. Поскольку все были в палатках, то в принципе, было не сложно услышать кто и что говорит. И вот в какой- то момент удалось услышать разговор зампотеха и командира взвода соседней роты. Все знали, что молодой старлей уезжал по ротации в одну из соседних стран на юге, где армия усиленно исполняла «интернациональный долг». У нас все офицеры туда ездили с определенной частотой.

Видимо, у майора зампотеха и старлея комвзвода сложились доверительные отношения и сидя у буржуйки в офицерской палатке, майор напутствовал молодого коллегу умными советами. Пока проходил мимо, услышал кусок разговора и один совет, смысл которого стал понятен много позже. Дело в том, что комвзвода, на сколько можно было понять, уходил на должность командира роты и разговор был именно в этом ракурсе. Зампотех назидательным тоном пояснял коллеге: «Никогда, ни при каких обстоятельствах, не доверяй командование замполиту. Лучше старшине, если нет офицеров, или старому сержанту. Делай это аккуратно, но не доверяй замполиту. Он обязательно все завалит и сделает виноватым тебя так, что никогда не отмоешься».

Вся мудрость этого совета стала понятной уже через десятилетия, когда армия осталась как что-то нереальное или как воспоминание из другой жизни. Кроме того, это проявилось в ситуации, вообще не имеющей прямого отношения к Армии.

(продолжение следует)