Оккупант своей земли (Часть 1)

Рейн 1986

Утром в столице был туман, и был он настолько плотным, что не было видно верхнего десятка этажей соседних высоток. Ниже туман был не таким плотным, и тем не менее, в нем был растворен запах осени. Странное ощущение, когда летнее тепло еще никуда не ушло, но воздух пропитан осенними ароматами. Это еще раз напоминает о неизбежности некоторых процессов, которые сигнализируют о своем приближении вот такими запахами или откровенной вонью.

Нечто подобное происходит в РФ прямо на наших глазах. Со стороны это видно очень хорошо и следующий ниже текст будет не разновидностью пророчества, а таким же описанием тумана, только на другую тему.

К сожалению, человечество понимает цену тех или иных собственных ошибок уже постфактум, когда что-то катастрофическое или трагическое уже случилось. В данном случае, речь не идет о природных явлениях, но исключительно о том, что сделано собственными руками. Так, долгое время технический прогресс усиливал нагрузку на окружающую среду, загрязнялись воздух, вода и почва. Оно и понятно, ибо любое промышленное производство имело свои отходы, иногда очень вредные ли вообще – токсичные. Понимание того, насколько серьезными могут стать последствия загрязнения, стали проявляться со временем и с накоплением этих отходов уже в гигантских объемах. В городах стало невозможно дышать, воду стало опасно пить, из рек ушла рыба и все живое, из воздуха стали исчезать насекомые и птицы. В конце концов, человек стал болеть и умирать просто из-за того, что находится в постоянном контакте с им же самим созданной окружающей средой.

В конце концов, были даны оценки всем видам загрязнений, и они были классифицированы по степени опасности и что-то пришлось реконструировать, с целью снижения загрязнений, что-то и вовсе закрыли. Вот эти повсеместные ветряки и парки солнечных электростанций – следствие переформатирования энергетики. Но все, о чем мы писали выше – эволюционные процессы. Они идут волнообразно, от накопления проблем, до их осознания и принятия решений, которые начинают выравнивать ситуацию и негативные последствия идут на спад. Это значит, что развитие ситуации происходит на протяжении поколений и отдельному человеку, в течении его жизни, очень трудно ощутить движение внутри процесса и то, от чего зависит его скорость движения и эффективность принятых решений.

Другое дело, когда происходит катастрофическое событие, которое развивается почти мгновенно и последствия которого заметны не вооруженным глазом и буквально всем, кто находится рядом. В таком случае, опасность подобных явлений доходить до сознания напрямую и без дополнительных пояснений. Допустим,  вчера ты жил на берегу реки, ходил на рыбалку или даже в реке плавал, а завтра приезжают автобусы и люди в камуфляже раздают респираторы и требуют немедленно грузиться в автобусы и уезжать на несколько десятков километров прочь от реки, ставшей за ночь ядовитой и убивающей все живое просто своими испарениями.

Это не фантастика и не футуризм, так уже было. 1 ноября 1986 года на химическом предприятии Сандоз в г. Базель, Швейцария – произошел пожар, в результате которого в реку Рейн были смыты более 30 тонн пестицидов, ртути и других токсичных веществ. Казалось бы, объем в половину железнодорожной цистерны, для огромной реки – не такое уж и большое загрязнение, но вещества оказались крайне токсичными и убили в реке все живое, на всем течении от Базеля до Северного моря, с юга на север Германии. Даже в месте впадения реки в Северное море образовалась пустыня.

Река стала красной, как будто гигантский нож пронзил ее сердце. В общем, из реки был прекращен забор воды для питьевых и хозяйственных нужд, а несколько дней подряд к ней даже нельзя было приближаться, настолько токсичными стали ее воды. Правительство Германии начало эвакуацию жителей прибрежных районов. Катастрофа разразилась в центре одного из самых густонаселенных регионов Европы.

Надо отметить, что правительство Германии отреагировало адекватно и достойно. Кроме экстренных мер, призванных минимизировать негативные последствия техногенной катастрофы, был принят ряд мер, которые в принципе изменили отношение к окружающей среде в Германии. Были пересмотрены нормы выбросов токсичных веществ для промышленных предприятий, в сторону их существенного уменьшения и развернулась невиданная по масштабам кампания по внедрению новых фильтров и очистных сооружений буквально на все источники загрязнения. Из федерального бюджета на это были выделены невиданные средства. Мало того, была разработана «Программа действий – Рейн», согласно которой, совокупность мер должна была привести к восстановлению экосистемы реки на всем ее протяжении к 2000 году. Еще эту программу называли «Лосось 2000», поскольку наличие в реке лосося, одной из самых чувствительных к загрязнению рыб, должно было сигнализировать о выздоровлении реки.

В итоге, была проведена гигантская работа не только по организации очистки всех стоков, но было очищено русло реки, со дна которого доставали все, что можно представить, вплоть до тяжелой техники. В общем, лосось вернулся в реку на три года раньше.

( окончание следует)