Наследие (Часть 3)

Краков. Замок Вавель
Фото ЛО

Имея опыт Майдана и первого года войны с РФ на востоке Донбасса, этот порыв людей, направленный на решение подобного вопроса – очень близок и понятен. Просто мы собирали деньги на бронежилеты, каски, кровеостанавливающие препараты, собирали еду и теплые вещи, а поляки – пустили шапку по кругу, чтобы возродить свой национальный символ. Похоже на то, что нашим национальным символом является наша армия.

На приведенном выше фото видна масса табличек, вмурованных в стену Вавельского замка Там указаны имена тех, кто пожертвовал средства и дата пожертвований. Все таблички нет смысла показывать, но если внимательно присмотреться, то там можно найти надпись «Юзеф Пилсудский 1921». Не удивительно, что в усыпальнице под Башней серебряных колоколов кафедрального собора  Вавеля, рядом стоят саркофаги Юзефа Пилсудского и четы Качиньских – президента Польши и его жены, погибших во время теракта на борту их самолета под Смоленском, когда они летели в Катынь, почтить память расстрелянной большевиками в 1939 году польской элиты.

Наверное, на этом месте можно было построить что-то совсем другое, пожалуй, нашлись бы желающие поставить там здание банка или гостиницы, в лучшем случае – оставить фасад, имитирующий замок, а внутри устроить что-то, что может приносить неплохой доход прямо сейчас. Но поляки восстановили именно замок и в таком виде, в каком он был, не изменив его функционального назначения. Тогда, в 1921-23 годах вряд ли можно было всерьез говорить о том, что целью восстановления было желание привлечь туристов. Тем не менее, вот он – красавец замок стоит и радует глаз тысяч людей, которые приехали посмотреть на него и на старый город, который обнял его узкими, кривыми улочками, набитыми ресторанчиками, кафешками и пивными. Если в поле зрения не попадает Замок, то очень трудно отделаться от ощущения, что ты находишься где-то в старом городе Львова. Наверное это – следствие совместного пребывания в составе Австро-Венгрии, а также – куска времени, когда Львов был практически польским городом.

Собственно говоря, этот кусок польской истории, когда шло восстановление как внешнего облика, так и духа Польши, закончился 1 сентября 1939 года. Что характерно, возрождение и смерть республики оказались почти синхронными со временем правления Юзефа Пилсудского. У него сложились очень доверительные отношения с Адольфом Гитлером и есть большие сомнения в том, что не умри Пилсудский именно в этот день 1936 года, история могла пойти другим путем.

Между прочим, осуждать Пилсудского за близкие отношения с Гитлером, закончившиеся с его смертью 12 мая 1936 года – глупо. Тогда еще никто не представлял, во что выльется путь, по которому Гитлер ведет Германию. В этом же 1936 году, наиболее близким Гитлеру иностранным лидером был король Объединенного Королевства и глава Британской империи – Эдуард 8. В своей переписке с Гитлером он с восторгом писал о том, что ждет личной встречи с этим выдающимся деятелем современности. Да и весь остальной мир к Гитлеру относился примерно также. Просто напомним о том, что через два месяца после смерти Пилсудского Германия и лично товарищ Гитлер принимали Олимпийские Игры и что-то никто их не бойкотировал, все прошло чинно и мирно.

Более того, соратники Гитлера вспоминают, что 1 сентября 1939 года Гитлер якобы сказал: «Если бы Пилсудский был жив – войны бы не было». Но случилось то, что случилось и Польша оказалась в германской оккупации. Имеется множество свидетельств того, что оккупационные власти довольно бережно относились к городу и даже развивали его инфраструктуру. Якобы, там должен был образоваться один из центров Третьего Рейха после окончания войны с большевиками. Важно отметить, что ни во время захвата Кракова Вермахтом, ни после его отступления под натиском красной армии, там не происходило уличных боев. Город не был превращен в укрепрайон и потому – избежал участи тотального разрушения.

Однако с Краковом связана легенда времен его захвата большевиками. Из поколение в поколение передается душераздирающая история о том, что силами агентов НКВД, а именно, неким майором «Вихрем» была предотвращена операция немцев по взрыву города. Надо заметить, что эта сказка вызывала сомнение еще тогда, когда не было возможности получить информацию из не совковых источников или просто посмотреть на то, что немцы собирались взорвать. С военной точки зрения, взрыв города перед наступающим противником даже звучит как-то глупо. Такая акция ничем ни помешать наступающим, ни помочь отступающим  – не может. В таких случаях подрываются мосты, железные дороги или подобные им коммуникации, но чтобы взять и взорвать город – нужна поистине совковая фантазия и опыт подобных действий на своей земле. И тут вспоминается взорванный центр Киева и подготовленный к тому же – центр Москвы.

Поскольку речь шла не только о Вавеле, а о всем городе, то трудно себе представить, что имея уже очень ограниченные ресурсы, гитлеровцы израсходовали бы на эту глупую затею несколько вагонов взрывчатки. Тем более, в зоне ответственности Вермахта это было бы сделать очень затруднительно. Военные уже понимали, что дело идет к финишу и счет идет на недели, а такой взрыв – прямая дорога на виселицу. Уже позже стало известно, что после гибели совка поляки провели собственные исследования этой темы и не нашли подтверждения этому бреду. Действительно, минировались мосты, электростанция и спиртзавод, но ни замок, ни тем более – город, никто не собирался взрывать. Но сам факт создания такой легенды – показателен. Он из разряда – на воре шапка горит.

Теперь же Польша имеет место, где каждый желающий может увидеть корни своей истории, где отметились все исторические личности, начиная с 12 века, где можно убедиться в том, что не взирая на многочисленные периоды оккупации, Польша осталась Польшей и останется ею столько, сколько ей отмеряно Судьбой или чем-то еще. Причем, сами поляки приложили массу усилий для того, чтобы это место было привлекательным не только для них, но и для множества людей, интересующихся историей Старого Света. Именно здесь не формализован принцип сохранения собственной идентичности, даже в самых тяжелых условиях, к этому мы вернемся позже, но работу этого принципа может видеть каждый. Там не стали торговать своими корнями и сохранили все по максимуму, хотя заметим, именно в случае с Краковом, это было сделать не очень сложно, ибо тотальных разрушений там не случилось. Дальше мы предложим посмотреть на то, что бывает в случае полного разрушения городов и к чему это приводит.

(продолжение следует)

25 Comments on "Наследие (Часть 3)"

  1. Олександр | 13.05.2018 at 18:02 |

    А якби це був не замок Вавель, а енна кількість так званих “доходних будинків”, про яких було би відомо, що їх збудував “ізвєстний русскій архітєктор” – кинулись би поляки з таким же ентузіазмом їх відновлювати-реставрувати?
    Особливо якщо у Кракові була би купа чіста русскаязичних “карєнних краковян”, “краков – русскій город”, каіє-то палякі панаєхалі й т.д.?

  2. Во Львове есть замкова гора, она нависает над центром, не знаю дозреет ли громада города, но там так классно смотрелся бы может и не замок но палац Львовский так точно, А сейчас там просто смотровая площадка и парк,

  3. Инк | 13.05.2018 at 18:30 |

    gal:
    Май 13, 2018 в 18:04

    Во Львове есть замкова гора, она нависает над центром, не знаю дозреет ли громада города, но там так классно смотрелся бы может и не замок но палац Львовский так точно, А сейчас там просто смотровая площадка и парк.
    ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
    Не созреют никогда! Национальный цвет украинской нации оккупанты-освободители ликвидировали полностью. Осталось население, которое избирает садових, березюков и тягнибоков, Украина для которых в одном месте. Такое впечатление, что западенцы выродились, ничего они не построят на Высоком Замке.

  4. Олександр | 13.05.2018 at 18:37 |

    Инк:
    Май 13, 2018 в 18:30

    … Такое впечатление, что западенцы выродились, ничего они не построят на Высоком Замке.

    Цікаво аж.
    Ви справді почуваєтеся вправі судити про виродження “западєцєв”?

  5. “принцип сохранения собственной идентичности”

    А вот США. Всемирно известный автор. Кто с ним не согласен, аргументируйте, пожалуйста. Надо же и для Украины чего придумать…

    Самюэль Хантингтон, “Кто мы?”, 2004 —

    «В Соединенных Штатах, — писал Токвиль, — религия… смешивается с обычаями местных жителей и общим чувством патриотизма, откуда она черпает особенную силу». Объединение религии с патриотизмом, очевидно, отразилось в гражданской религии Америки.
    Гражданская религия Америки словно благословляет то общее в американцах, что объединяет их и превращает в единую нацию. Этой религии придержи- ваются все американцы без исключения, вне зависимости от того, какую веру они исповедуют, христиане они или нехристиане, или агностики, как некоторые из отцов-основателей.

    Национальное сознание.
    Гражданская война (1861-1865), как заметил Джеймс Рассел Лоуэлл по ее завершении, была «дорогой ценой, уплаченной за нацию». Однако она действительно создала нацию. Американская нация родилась в войне и обрела зрелость в десятилетия после братоубийственных сражений. Вместе с ней возникли американский национализм и патриотизм — и непревзойденное в веках отождествление американцами себя со своей страной.
    Кредо — продукт общества с обособленной англопротестантской культурой. Другие народы принимали и принимают элементы этого кредо, однако кредо в целом, как писал Мюрдаль, есть комбинация английских традиций, инакомыслящего протестантства и идей Просвещения в умах переселенцев восемнадцатого столетия.
    «Традиции жителей Соединенных Штатов, — замечал Токвиль, — суть особая статья; именно их уникальность и позволяет этому народу единственному на Земле поддерживать демократическую форму правления».
    Демократические институты американцев «порождены практическим опытом, привычками, обычаями, то есть, короче говоря, тем, что принято именовать традициями». Мы, граждане Соединенных Штатов, должны были обрести общую этническую и расовую принадлежность, общий язык, общую культуру и религию, прежде чем смогли «учредить и принять конституцию Соединенных Штатов Америки». Кредо вряд ли сохранит свою значимость, если американцы отринут англо-протестантскую культуру, в которой оно коренится. Мультикультурная Америка станет Америкой с множеством кредо, в которой социальные группы с различными культурами будут пропагандировать собственные принципы и ценности, коренящиеся в той или иной культуре.
    – – – – – – – – – – – – – –

  6. Gala SS | 13.05.2018 at 18:57 |

    Гитлер якобы сказал: «Если бы Пилсудский был жив – войны бы не было».
    ==
    Може й так. Але Пілсудський ще той перець був. В 20-х він наплював на результати референдуму (по якому територія Сілезії відходила до Німеччини) і силою хапнув той кусок. Йшли бої і фрайкори полякам давали непогану відсіч але втрутилася Антанта і німцям прийшлося здутися. Весь прикол в тому, що німці в 39-му хотіли у поляків повернути СВОЄ і навіть згодні були втрати компенсувати територіями (полякам адік пропонував взамін Закарпатську Україну). А Гданськ юридично на той час Польщі навіть не належав а був у адміністративному керуванні (тіпа, вільна зона, чи ще якась лабуда). Польське питання було ОСТАННІМ територіальним питанням для рейху. Все!!! Далі всі сили на розбудову німецького соціалізму!!! Але темпи побудови отого нмсцзму якраз і налякали всіх ротшильдів з морганами.

  7. Олександр | 13.05.2018 at 19:08 |

    sk13:
    Май 13, 2018 в 18:56

    «принцип сохранения собственной идентичности»
    і т.д.

    А ви не помічаєте, що ви починаєте повторювати вашу недавню поведінку під іншою статтею, де ви не довго, а дуууууже довго розказували про неповноцінність чорної раси?
    Хоча це було – найм’якше кажучи – надто далеко від теми тої статті.
    Тут теж близькість до теми “не надто явна”.

  8. Norfolk | 13.05.2018 at 19:10 |

    Всякого рода “майоры Вихри”, “28 героев-панфиловцев”- одинаковая серия сказок для сколеновтающих червей. Пропагандистская машина красноголово-воровской дряни забивает головы с маленства, подло играя и манипулируя самыми искренними чувствами. Следует вспомнить (уверен, каждый читал и даже старался быть похожим) героев рассказов детской литературы палача прошлого столетия и совковой истории Аркадия Гайдара….

  9. Gala SS | 13.05.2018 at 19:25 |

    gal:
    Май 13, 2018 в 18:04
    Во Львове есть замкова гора, она нависает над центром, не знаю дозреет ли громада города, но там так классно смотрелся бы может и не замок но палац Львовский так точно, А сейчас там просто смотровая площадка и парк
    ==
    У нас би зараз класно би дивився сміттєпереробний завод десь за межами міста і подалі від туристів )))))))

  10. Инк: А ой пане! Шош ми будем тепер робити! Нема, пропала десь галицька эліта, Біда чорна!
    Gala SS: А хіба хто проти? Я за інше, Я за вічне, заклад буде, і за те забудуть, А Палацик, це круто,

  11. Константин | 13.05.2018 at 19:51 |

    Не знаю как Краков, но вот Люблин, Гданьск да и Варшава крепко пострадали от совков. Там до сих пор есть места, находясь в которых, не покидает ощущение, что ты до сих пор в стране советов. Да и постсовка хватает: в историческом центре Гданьска понатыкали разных гм., строений, что можно очень перепутать, в какой стране ты находишься. Рядом с постройками 18-19 веков стеклобетонные одоробла 10-15 летней давности.

  12. Для Олександр

    Самюэль Хантингтон = системный анализ, что Вам неясного в ЕГО тезисах? Выдвиньте, пожалуйста, свои, издайте книгу, получите всемирное признание и т.д.

    Я не рассказывал о неполноценности чёрной расы. Там проявились штампы мышления некоторых читателей при просмотре легальных материалов из США. Германия и сирийцы не в счёт.
    И вообще, как сказал anti-colorados: “Завязывайте с антропологией и расовой теорией. Этого здесь не будет.” 🙂

  13. Олександр | 13.05.2018 at 20:31 |

    Для sk13
    А я що – якось був проти Хантінгтона?
    Я про те, що згадка про нього тут не сильніше доречна, ніж, наприклад, про Майкельсона. Того самого, чий був відомий експеримент.

  14. Укроп | 13.05.2018 at 20:37 |

    Рядом с постройками 18-19 веков стеклобетонные одоробла 10-15 летней давности.
    ===
    “Рядом с нашими прекрасными каменными топорами лежат эти отвратительные блестящие, острые стальные” 🙂 Уважаемый, не надо уподобляться тем, кто хорошее видит только в древнем, это как то не туда ведет в перспективе 🙂 Чем плохо стекло и бетон? Ассоциации с совком? Ну извините, в других странах строили из этих материалов тоже, бетон не виноват 🙂

    • Константин | 13.05.2018 at 22:03 |

      “Уважаемый, не надо уподобляться тем, кто хорошее видит только в древнем, это как то не туда ведет в перспективе ”
      О какой перспективе вы пишите? Я хорошее вижу в хорошем. Спросите у автора о застройках Нагорного р-на в Киеве, что он думает на сей счет? Когда новострой возводят в историческом центре города вплотную к старым постройкам, то “это ведет куда то не туда”. Вы такое приветствуете?
      P.S. лично я к стеклу и бетону претензий не имею. Претензии в другом, но вы, видимо, поняли что то свое.

  15. Олександр: “згадка про нього тут не … доречна”

    “принцип сохранения собственной идентичности”
    Давйте проверим.
    Самюэль Хантингтон —
    1. мы должны были обрести общую 1) этническую и 2) расовую принадлежность, 3) общий язык, 4) общую культуру и 5) религию, прежде чем смогли учредить (по сути – независимую страну)

    Поляки выполнили по пунктам, более того, и сейчас продолжают. Даже, если кому-то не нравится.

    2. Гражданская война .. была «дорогой ценой, уплаченной за нацию».

    Поляки не в гражданской войне, но повоевали против германских захватчиков. Пусть и не совсем удачно.

    3. Кредо — продукт общества с обособленной англопротестантской культурой.

    У поляков какое-то своё кредо нации. Может знаете его?

    По-моему, строго по теме.

  16. Олександр | 13.05.2018 at 20:56 |

    k13:
    Май 13, 2018 в 20:48

    Три пункти:
    “По-моему, строго по теме.”
    Але пункти ваші по різко-різко ширшій темі, а тут автор її досить явно НЕ пропонує, тут у всіх трьох частинах досить однорідно й однотипно різко вужча тема.
    По якій – конкретно цій – у вас НІЧОГО.
    Рівно як і з тими неграми, в дуже широкому охваті їх теж можна було якось присусідити до теми статті, але…

  17. Евгений О. | 13.05.2018 at 21:11 |

    Что до комментария уважаемого sk13 относительно Штатов, хочется заметить следующее.
    Исходя из настоящего, у меня лично создалось впечатление, что только принятие поликультурности при условии неукоснительного следования общегосударственным законам Позволило Штатам стать той страной, которую мы теперь знаем. При этом единственной и неизменной доминантой был и остается национальный интерес, который, применительно именно к США, можно было бы более точно назвать государственным.
    В то же время, со времен Великой депрессии, по большому счету, усилия, в кинематографа, по большей части, направлены на фактическое возвеличивание сильной, хладнокровно разумной личности, умеющей брать ответственность на себя и добиваться цели вопреки, в некоторых боевиках, например, даже противодействию государственной машины.
    Если верить некоторым историческим материалам, все это начал Рузвельт, поставивший перед киношниками и прочими задачу по распространению оптимизма. И ни одна собака не посмела гавкнуть по поводу темника, или чего-то подобного.
    В этой связи стоило бы обратить внимание на великое множество и телеканалов и прочих смей, что в своих подачах втаптывают в мягкий и податливый мозг обывателя уж совсем не оптимистические вещи.
    Мне могут возразить, причем обоснованно, приведя в пример нынешнюю ситуацию со всевозможными фэнтези, ужастиками и прочим.
    Могут. Соглашусь. Но попрошу обратить внимание на то время, когда страна, как и мы сейчас, нуждалась в определеннвх достаточно радикальных и, что особенно важно, комплексных мерах по стабилизации социума.
    А сегодняшняя картина в Штатах, при всех её “нюансах” это картина общества, несколько, мягко выражаясь, отличного от нашего. Общества, уже прошедшего свой путь. Далекий от идеалистических картинок, совсем не легкий, но с четким пониманием того, что в пути кормить никто не обещал.
    В Украине есть очень многое для создания солидного, сильного и разумного государства. Государства, в котором захочется жить.
    Но, с уважением относясь к тем пространным циттатам, что приводит уважаемый sk 13, хочу отметить, что мы живем в сегодняшних реалиях.
    Реалиях, когда слегка разжиревший и потерявший помлевоенную бдительность “цивилизованный мир”, раз за разом выражая различную степень “озабоченности”, фактически ничего реально действенного не противопоставляет бандиту, открыто наплевавшему на все обязательства и гарантии. Как свои собственные, таки больших там или как-то так, держав.
    И здесь возникает не какая-то абстрактная поддержка культурно-этнического разнообразия, а необходимость, простите за штамп, крепить оборону страны.
    А вот здесь бы стоило прежде всего обратить внимание не на ретроспективный социологический анализ американского общества, а на то, как и почему в этой стране сконцентрировался и успешно функционирует научно-технический потенциал не превзойденного уровня. Сформированный, следует заметить, из умников и умнмц самых разных национальностей. Это кроме своих, отечественных, тоже, кстати, весьма не слабых.
    Дальше можно говорить много. Писать очень много.
    Очень надеюсь, что мы и делать начнем очень много и разумно

  18. Alex_k | 13.05.2018 at 21:18 |

    О полном разрушении – наверно, дальше будет про Гданьск, где большинство зданий были почти полностью разрушены, а потом в точности построены заново.

  19. Blacksmith | 13.05.2018 at 22:08 |

    Да, действительно, в этом плане не повезло – тысячелетиями орды всевозможных троглодитов бегали туда -сюда по нашей земле в своих завоевательских походах. Оттого и получается,что Армия есть символом нашей свободы и существования. А города и замки постоянно рушили проходящие людоеды.

  20. Евгений О.: Я с вами согласен, В отношении Европы, Украина сегодня может себя чувствовать вполне достойно, Смогла без них, Это прочувствовали и там, Германии и Франции кроме Польши получить еще и Украину как форт-пост Американской политики у них под носом, Это мой вывод от последней встречи с Порошенко, А штатовская идея мне нравится, Сначала ты американец, а потом кто угодно по национальности, Думаю и для Украины это хорошо,

  21. cymbelin | 13.05.2018 at 22:40 |

    Хотел бы обраьить внимание автора на некоторые неточности в тексте. А именно:
    – расстрелы польских офицеров в Катыни происходили в 1940 г.;
    – Юзеф Пилсудский умер 12 мая 1935 г. на 67 году жизни.

  22. Люди сменятся и здания,
    Но Крещатика названье
    Никогда не сменится!

  23. Volodymyr | 14.05.2018 at 07:58 |

    Думаю, що Україні треба взяти за приклад Польшу, в плані ідентіфікації себе, як нації, і будувати далі свою Державу, не оглядаючись на злих сусідів.

  24. vim149 | 17.05.2018 at 10:57 |

    Пане Володимире, в плані ідентифікації, в моєму розумінні, ми маємо набагато кращій приклад, свій, вітчизняний – традиції Січі.

Comments are closed.