Работа над ошибками (Часть 1)

Как известно, Русь пала под напором кочевников, которых называют Ордой или татарами. Пришли они с Востока и прошли наши земли насквозь, уйдя далеко на Запад к ныне чешскому Оломуцу и даже итальянскому Триесту. Новая военная тактика, соединенная с не менее важной тактикой оккупации территорий, дали прекрасный результат. Если бы не внутренние противоречия внутри самой Орды и жесткая борьба за верховную власть, то еще не известно, куда бы дошла их конница. Но все случилось так, как должно было случиться. Что характерно, основное направление удара северного фронта Орды пришлось на территорию нынешней Украины. Далеко на север никто не уходил, а потому Новгород, например, отделался легким испугом, без штурмов и прочих мероприятий. Чуть позже, Александр Невский заставил его платить дань Орде и штурм, с последующей резней, уже был следствием действий не  самой Орды, а ее прокси – гибридного князька, который вызвался на роль сборщика дани для хана.

То есть, южнее, в направлении Киева и Чернигова, действовали основные силы Орды под руководством хана, но уже с армией, включающей наемников с оккупированных территорий. Наемники были важной частью армии Орды и она грамотно выстраивала оккупационную политику, чтобы обеспечить себе приток новых воинов.

Для этого не нужно было каких-то особенных приемов или технологий. Продвигаясь вглубь чужих территорий, одынцы выставляли довольно прозрачные требования к жителям округи или города, местного центра. Они облагали данью все территории или города, в размере 10% от всех доходов. Причем, брали они эту дань не по праву сильного, а взамен гарантий по защите как от внешних врагов, так и от бестолковых внутренних распрей. Второй элемент они регулировали путем согласования кандидатур князей на каждую территорию. Если князь понимал свою роль и свое место, то он не имел никаких проблем с ханом. Все его действия, ведущие к повышению уровня доходов, а значит и дани – приветствовались и наоборот. Кроме того, в пакет соглашения входила полная индифферентность к местной религии, обычаям и прочему. В это люди хана подчеркнуто не лезли по разным причинам, но в итоге, это стало элементом спокойствия на внутреннем фронте. Сказки о том, что с Ордой бились за православие – бредовый вымысел. Попы при Орде процветали и не имели никаких ограничивающих или сдерживающих механизмов. Именно по этой причине и в это время церковь стала крупнейшим феодалом и стяжала функции параллельной местной власти. Вместе с тем, на таких территориях работали пункты вербовки, куда желающие здоровые мужчины, могли обратиться для вступления в войско. Кроме положенного жалования и прокорма, они получали возможность получать трофеи, в ходе последующего похода ордынской армии. А трофеи могли быть очень богатыми там, где на пути армии возникало сопротивление.

Например, некий город не шел на условия Орды и решал обороняться силой оружия. В этом случае, судьба города складывалась иначе. Его брали в осаду и, в конце концов – штурмовали. Для этого надо было привлечь дополнительные силы и средства, но в конце концов, оборона не выдерживала и город захватывался. В этом случае, шло тотальное уничтожение и разграбление города. Мужское население вырезалось, а молодых женщин и девушек – захватывали как часть трофеев. Кроме того, все ценное имущество города тоже грабилось под ноль, а сам город (в основном – деревянный) подлежал сожжению. Ради такого случая, многие и шли в ордынское войско. Чем дальше оно уходило на Запад, тем больший процент ее составляли воины, набранные на оккупированных территориях.

Жестокое уничтожение городов, оказавших сопротивление, было важно с двух точек зрения. Очевидно, что войску надо было давать приз, который стимулировал его идти вперед, рискуя собственной жизнью. Вот ради этого и стоило отдать захваченный город на полное разграбление, с последующим уничтожением, чтобы подвести черту под стадией разграбления. Вновь пришедшие бойцы слышали от «стариков» рассказы о том, как они замечательно грабили предыдущий город и вдохновлялись боевым энтузиазмом.

Кроме того, молва о том, насколько беспощадно действует захватчик, если с ним не договориться и не покориться ему, шла далеко впереди и в очередном городе – десять раз думали о том, что делать, сражаться или покориться. Причем, вперед высылались послы хана, которые и объявляли условия сдачи, если с послами плохо обращались или убивали, то это считалось равносильным сопротивлению, со всеми вытекающими последствиями.

Как известно, Киев, Чернигов и некоторые другие крупные города нынешней Украины решили сражаться ибо там понимали, что речь идет о потере самоидентификации, которая уже давно была формализована. Поэтому города попали в полосу уничтожения и разрушения. Что характерно, более северные города, кроме Рязани, решили не чинить сопротивления и попали в программу «защиты свидетелей», а тот же Киев уже штурмовали новобранцы, жители мокшанских болот. Именно им хотелось посмотреть на то, как работает механизм получения трофеев и уничтоженный Киев – дело рук не только и не столько хана Батыя, но и многочисленных воинов, набранных в районах «средней полосы» нынешней РФ. Безусловно, оккупантом была Орда и руководил уничтожением центра духовной и светской жизни славян – хан Батый, но руки, которыми все исполнялось, в основном, были теми же, что и сейчас. Еще тогда было продемонстрировано главное качество этой общности родственных народов – тяга к мародерству. Все – тоже самое, просто тогда это были мокша, а сейчас – буряты, но делают они примерно то же самое, хоть и с разрывом во времени – 800 лет.

(продолжение следует)

12 Comments on "Работа над ошибками (Часть 1)"

  1. Пока наша ГТС поставляет Европе 44 процента газа никаких масштабных войнушек не будет.А вот если появится Северный поток-2, тогда вероятность вторжения будет очень велика.

  2. Лексеич /харьковский/: Я понимаю, вы живете недалеко от границы, слухи, пропаганда у вас гуляет на ура, Все нормально, окурок мало того что боится поражения но и своей армии, как любой комитетский, На готовую к войне страну не нападают! А западу падение Украины ну ни как, Кацапы вот точно знают на что готов запад в случае чего,

    • Лексеич /харьковский/ | 28.03.2018 at 22:28 |

      Наташа и Гай, я не просто живу возле кацапов, я прожил в мацкве 15 лет, телевизор не смотрю 10. А сучью, подлую натуру за эти годы знаю лучше вас всех вместе взятых, уж простите. Последние десять лет работал руководителем серьезных компаний, после начала войны не выдержал, уехал домой, на Родину.
      Тут и солнышко мягше, травка зеленее, небо голубее…..а даньги уже ничего не значат для меня.
      Вот сепаров в Харькове дохрена!Не ожидал….

      • Meliodas | 29.03.2018 at 20:09 |

        Сепарастов не только в Харькове дохрена. На Кировоградщине хватает больных этой заразой

  3. Князь Ігорко | 28.03.2018 at 22:36 |

    Боженьки, скільки уваги якомусь нещастячку, що тільки для того сюди й прискакало, щоб засмітити цікаву тему 🙁

    Слово в слово згоден з паном Автором. Сам переглянув якийсь час тому своє ставлення до Золотої Орди. Як на мене, не найгірший з можливих завойовників – плати дань і живи собі, як хочеш. Певні землі зазнали навіть розквіту (Бухара, Самарканд). Єдиною претензією залишається ординський терор, як спосіб керувати державою.

    До речі, ходить думка, що наше Славне Козацтво – спадщина від Золотої Орди. Тобто, це колишні прикордонні війська, що частково залишились у нас після розпаду. Елітне військо (переважно) з казахів.

  4. Урфин | 28.03.2018 at 22:55 |

    gal:
    Март 28, 2018 в 20:05
    —————————————
    я не собирлся обсуждать какая религия с ангельскими крыльями а какая с дьявольским огнем из пасти, для этого нужно много времени и другая площадка.
    я хотел лиш сказать, что в те времена религиозные войны еще не задели территорию азии и Русь, после первой христианской прививки все религии дастсташно мирно уживались от карпат до тихого акияну, и многие, принявшие христианство или мусульманство продолжали верить и в языческих богов, тем более что авраимистские религии с удовольствием подгоняли свои праздники под языческие, чтобы народ легче было адаптировать к новым трэндам.
    вот сопсно и все.
    а тем более у кочевников, где одна жена могла быть христианкой, вторая мумльманкой, третья буддисткой….соответсвенно и будушие чингизиды были разных верований

  5. Влад | 28.03.2018 at 23:38 |

    И получку забирает, и аванс.
    У меня аж сон пропал теперь. А ну как завтра проснусь, а моё “всё” уже Порох забрал. ?

  6. Лексеич /харьковский/: Это скорее всего не сепары, это вата, и спорит она не с вами а с изменившимся вокруг них миром, Идет кристаллизация украинской идеи, все нормально,
    Урфин: Без питань,

  7. Ясно видящий | 29.03.2018 at 14:17 |

    “… тогда это были мокша, а сейчас – буряты …”

    Мари, меря, мокша, вепсы, эрзя и др. народы угро-финской группы, были местными “исконно русскими” покоренными “татарами”, но еще ранее “примученными” русами. Чудинов, напрмер, выставляли на поле боя русские князья в междоусобной борьбе еще до “татар”.

    Татарами же называли бурят, калмыков, ногайцев, башкиров, одул, йокагиров, ойротов и т.д. Т.е. те народы, которые покорил Чингисхан, которые входили в Орду, и составляли “тьму” по национальному признаку. “Тьма” состояла из “тысяч”… (“Тьма народу” – это оттуда. Это значит около 10 тысяч калмыков или почти 10 тысяч тувимцев, например) Но “тьма” (или “тумен”) не обязательно состоял из 10 тысяч воинов – это число к которому надо было стремиться, но по факту всегда было меньше – столько, сколько можно.

    Что до “мари-меря-мокш” (мордовской группы) то они не были интересны монголам (а не татарам – татары всего лишь один из народов даваших “тьму”) Ва-а-а-пче неинтересны, поскольку находились на более низкой ступени цивилизационного развития, вели примитивнейший образ жизни и с них нечего было взять… Другое дело города Руси – богатейший источник дани и богатств …

  8. Ясно видящий | 29.03.2018 at 14:37 |

    Урфин:
    Март 28, 2018 в 22:55

    Сто процентов ! Киев, кстати скать, тоже был таким ярким примером религиозной толерантности, как и Казань и Астрахань, крупнейшие торгово-ремесленные центры на одной из ветвей Великого Шелкового пути, позже превращенные Иваном IV (Грозным) в 1552-1554 гг, “на купу гною”, как сказал бы Котляревский … там московиты разоряли и христианские храмы в том числе.

  9. Князь Ігорко | 29.03.2018 at 15:20 |

    @ Ясно видящий 29.03.2018 14:17
    “Что до «мари-меря-мокш» (мордовской группы) то они не были интересны монголам (а не татарам — татары всего лишь один из народов даваших «тьму») Ва-а-а-пче неинтересны, поскольку находились на более низкой ступени цивилизационного развития, вели примитивнейший образ жизни и с них нечего было взять…”

    Саме так. Доведено розкопками майже 8000 курганів 9-13ст., проведених Уваровим на Мокселі. Основна маса знайденої зброї чи знаряддя – з кістки, камня і дерева. З металу (мідь і бронза) – головним чином прикраси. Залізо не вміли переробляти.

    Тут відтворення типового москаля тих часів згідно з розкопками Уварова:
    https://pbs.twimg.com/media/DJ8vZ40XcAAtL5g.jpg

  10. Марина | 29.03.2018 at 22:35 |

    Панове, извините за беспокойство, но очень прошу – сохраняйте строгую премодерацию. Я с таким удовольствием читаю и Автора, и комментарии!!!! Такой кайф – найти общество умных и адекватных людей!

    Отнюдь не претендую на публикацию этого коммента, но уважаемые модераторы сайта его ведь прочтут? И очень надеюсь, что учтут и мою скромную просьбу.

Comments are closed.