Россия обречена на поражение. Часть 2

1205091864_image00014

Первую часть мы закончили на обсуждении магической суммы в 60 млрд. долл., которой не нашлось у Москвы на строительство газопровода в Китай, но ровно такая сумма нашлась на модернизацию армии. С учетом того, что Россия оказалась фактически отрезанной от рынков современных узлов, деталей, оборудования и комплектующих для вооружений, то сам лозунг о модернизации звучит несколько фальшиво. Но посмотрим на все эти российские чудеса по порядку и постараемся понять, почему русских стараются выкинуть с любого нормального рынка.

Начнем с нефти. Из России не раз доносились “авторитетные” утверждения о том, что нефть обречена на удорожание. Дескать, ее мало, а желающих много. Первый барьер, ниже которого нефть никогда не опустится, был назван в 100 долл., потом 80, ниже которого мировая экономика обязана была рухнуть, потом объявили дно на 60 долл, но нефть упала ниже и торгуется около 50. Пока торгуется. Понятно, что в Москве стараются не показывать паники, хотя показатели и зашкалили апокалиптические значения, но усиленно пакуют чемоданы. По крайней мере уже не называют новых критических барьеров.

Тем не менее, сами русские аналитики нефтяного рынка сообщают, что себестоимость нефти на некоторых месторождениях, составляет 45 долл. за бочку. Не на всех, но с этого значения начинаются прямые убытки отрасли. Дальнейшее понижение цены будет выводить из игры все больше нефтяных месторождений России. Почему России, потому, что российская нефть – одна из самых дорогих. Например, страны Залива имеют себестоимость нефти в 4-5 долларов. То есть, даже при цене в 40 долларов они имеют десятикратный подъем! Пускай там еще транспорт и хранение накинут свою стоимость, но 4 и 45 это – большая разница! Мало того, штатовская сланцевая нефть уже пробила 30 долл. себестоимости и идет вниз, ибо технологии совершенствуются. Получается, что высокотехнологичная штатовская нефть уже дешевле русской!

Одной из причин дороговизны русской нефти являются отсталые технологии, в которые не вкладывали средств. Технологическое оборудование покупается на Западе уже готовым. В Штатах нефтяные компании финансируют науку и создание новых технологий, поэтому они имеют передовое и относительно дешевое оборудование. Россия берет по максимальной цене, но и это еще не все. Главную причину мы укажем в самом конце. Одно понятно, снижение цены на нефть ниже 40 долларов будет болезненным но не смертельным для всех, кроме России, для которой это – смерть.

А теперь – газ. Отпускная стоимость газа завязана на цене нефти и совершенно оторвана от себестоимости, тем не менее посмотрим, как обстоит дело здесь. А здесь все еще более показательно. Каждый желающий может найти открытые данные Газпрома по себестоимости газа. Окажется, что когда корпорацией руководил профессионал Рэм Вяхирев, себестоимость газа была на уровне 4 долл. за 1000 кубов. В 2002 году его сменил более серьезный профессионал, правда не в газовой отрасли, а в темных махинациях его шефа Путина В.В. С момента его назначения себестоимость неуклонно росла и теперь составляет более 40 долларов. Открытые источники скромно указывают на то, что себестоимость газа в странах Залива, например, в разы ниже. Причем, большая  часть газпромовского газа идет по совковым газопроводам из совковых же месторождений. Ничего кардинально нового задействовано не было. Что самое неприятное, в Штатах себестоимость сланцевого газа падает вслед за себестоимостью сланцевой нефти. Пока бонзы с ул. Наметкина медитируют на “огромных затратах” в технологии добычи сланца, Штаты уже обеспечили себя газом полностью и готовятся выйти на Европейский рынок.

Ну и коротко об оружии. Со времен совка и до сегодняшней России ВПК работал на свою, строго ограниченную нишу. Вооружение выпускалось простое и дешевое. С одной стороны, простота давала возможность экономить средства, а с другой – не требовала глубоких навыков у потребителя. Грубо говоря, НАТОвское и Советско/Российское оружие – разного класса и уровня. Русские привыкли делать проще, но много. Американцы – меньше, но оно более точное и эффективное. Понятно, что богатые страны русским оружием не заманишь. Поэтому русские ставили во главу угла две составляющие: низкая цена и надежность за счет простоты. Однако, сейчас мы видим, что даже эти составляющие претерпевают катастрофические изменения. Стоимость продукции растет, а качество и надежность – падает. Индия и Китай уже перестали брать крупные партии вооружений, а то, что берут – доводят до ума и выпускают сами. Россия утратила технологические позиции, особенно в области электроники и материалов. От совка остались какие-то концептуальные вещи, но как целостное изделие они уже не интересны даже этим странам. Кроме того, себестоимость продукции неуклонно растет.

Это вызвано двумя причинами. Первое – огромный процент импортных комплектующих. Французы, Израиль, Германия и Штаты поставляли то, что делало изделие инновационным, но прямо отражалось на цене. Теперь эти поставки закрыты и РФ лихорадочно двигает импортозамещение. На сколько оно получается – увидим, но многие проекты, которыми гордились все русские уже притихли и заглохли. Но что самое интересное, импортозамещение никак не влияет на цену.

Отсюда, как и из рассказов о себестоимости нефти и газа вытекает главная проблема русских, которая ведет их к поражению на всех рынках и к общему поражению. Себестоимость упомянутой выше продукции, чудовищно перегружена коррупционной составляющей. Коррупция забивает любую прибыль и делает убыточным даже то, что по определению должно давать сверхприбыли. Непомерная жадность Путина и его шайки, которые по самым скромным подсчетам вынули до 750 млрд. долларов из бюджета, нагрузизи все от нефти и газа, до танков – своими распильными схемами. Даже явная тенденция к тому, что остановится нефтяная промышленность, не заставило их вынуть свои интересы из себестоимости нефти, газа или оборонки.

По определению, российская продукция торгуется там, где есть дефицит естественного или искусственного характера. Россия специализируется на создании зон дефицита для своей немногочисленной продукции. Только там, где нет реальной конкуренции, русские товары могут продаваться. Как только возникает нормальная конкуренция, то Лада Калина или Суперджет никогда не выиграют ни одного конкурса. Все потому, что это барахло – отсталое технологически, но слишком дорогое как для рухляди. На самом деле, кто в здравом уме купит русскую Ладу, если ее одноклассники, с гарантированным качеством и комфортом, стоят таких же денег? То же самое и с оружием, нефтью и газом. Основная проблема сидит в Кремле и вокруг него, а значит – Россия обречена.