Выращивание цены на нефть. Часть 1

nafta_padaet_500x317

Недавно мы опубликовали интервью Славы Рабиновича, которое он дал ресурсу «фонтанка.ру». Тема интервью – перспективы РФ при новых ценах на нефть. Как всегда, Слава дал резкую и негативную оценку ближайшим перспективам России. Однако, не только его ответы, но и вопросы журналиста были весьма показательными. Иногда создавалось впечатление, что в этот момент они общаются либо на разных языках, либо на совсем различные темы.

Пожалуй, самый показательный блок вопросов был таким: значит США/Обама, действительно нам (РФ) вредят? Эти вопросы возникли тогда, когда Слава пояснил, что Штаты ушли от нефтяной зависимости и тем самым понизили мировые цены на нефть. Журналист видимо, даже не поняла, что своими вопросами она подтвердила тезис о РФ, как нефтяном придатке развитых экономик и то, что высокие цены на нефть являются единственным источником российской значимости.

Здесь отметим, что Слава не понял сути вопроса о том, что Штаты вредят РФ понижением цены на нефть и стал вести речь о рынке, который устанавливает цену балансом спроса и предложения. А вопрос был в той плоскости, что изменение цены на нефть – элемент общего противостояния РФ и Запада. По своему, каждый был прав, но говорили они о разных аспектах одной и той же проблемы.

Очевидно, что баланс спроса и предложения формирует цену на любой товар, на нефть –  в том числе. Это бесспорно и не требует никаких доказательств. Другое дело, что воздействуя на спрос либо предложение, можно сместить баланс, а значит – изменить цену. Именно об этом и был вопрос, а Слава либо не уловил его смысла, либо просто ушел от прямого ответа, дабы не погружаться в политику.

Воздействие на эту формулу осуществлялось давно, часто и разными способами, но почти всегда на один и тот же аргумент формулы – предложение. В какой-то момент, страны импортеры нефти даже создали организацию ОПЕК, единственной целью которой как раз и было воздействие на предложение нефти. Это достигалось договоренностями об установлении квот на добычу нефти. В случае существенного падения цены на нефть, ОПЕК принимала решение о снижении объемов добычи нефти, тем самым – выравнивала цену до приемлемого уровня. И, напротив, при существенном превышении приемлемого уровня цен, ограничения на объемы добычи нефти просто снимались. Однако эта система работала в пределах своих возможностей и иногда не могла сыграть роль надежного стабилизатора. Так перед самым началом кризиса 2008 года цена нефти достигла исторического максимума в 140 долл. за бочку. Здесь в одно время сложилось несколько факторов, включая спекуляции об исчерпании нефти в ближайшее время и неспособность производителей, удовлетворить ажиотажный спрос. Механизмы стабилизации ОПЕК не сработали, ибо они не смогли резко нарастить объемы добычи.

Отметим, что «приемлемый уровень» цен  зависит от себестоимости добычи. Например, в странах Залива этот показатель равен примерно 5 долл. за бочку. Можно себе представить, какие прибыли получали экспортеры на пике цен. Понятно, что такая ситуация, в конечном итоге, устраивала и их, но они честно выдавали все, что могли.

В этом случае приходится предположить, что на «предложение» нефти было оказано внешнее влияние, которое и привело к ажиотажу. Беглый взгляд на карту мира дает объяснение такой ситуации. Полностью или частично, из игры были выведены крупнейшие экспортеры нефти. Под боком США, к власти в Венесуэле пришел промосковский популист Уго Чавес, который начал проводить политику на кубинский манер. Национализация нефтяной отрасли не лучшим образом отразилась как на экономике самой Венесуэлы, так и на ее экспортном потенциале. Понятно, что в такой ситуации, Чавес нажил непримиримых врагов как внутри, так и снаружи страны. Противостоять этим врагам можно только силой и в Венесуэлу пошел широкий поток русского оружия. Снижение экспортного потенциала и резкая милитаризация резко подорвала экономику страны, и она стала утрачивать свои ведущие позиции на рынке нефти. Далее, произошел давно тлевший кризис в Ливии. Искусственный мирок, созданный Каддафи просто обязан был рухнуть и он рухнул. Но до своего краха он тоже держался исключительно на русском оружии, которое туда шло сплошным потоком. Так что и Ливия тоже сбросила обороты.

Не знаю, стоит ли что-то писать об Ираке? Эта страна уже давно находилась под санкциями с полузакрученными нефтяными вентилями. Как не трудно догадаться, диктатор Саддам держался у власти исключительно на оружии, которое поставлялось из РФ. Последний, из этого списка – Иран. Не имея возможности прямо влиять на исламские движения в Иране, РФ предложила Тегерану игру в «атомную программу». Что характерно, РФ всегда подчеркивала, что речь идет о мирной ядерной программе и, как всегда – врала. Здесь имеются четкие критерии, которые ставят жирную точку на мирной ядерной программе. Такая точка была поставлена и не раз.

Об этом, в следующей части.