Донбасс. Эскиз прогноза (Часть 1)

Так завод превращается в лом черного металла

Из оккупированного Донбасса нам постоянно пишут о том, что закрыли очередное предприятие или шахту, порезали на металл оборудование или рельсы. В общем, оккупант ведет себя так, как и должен вести – грабит все, что только сможет. Но вслед за этими описаниями возникает вопрос о том, как долго все это придется восстанавливать. На наш взгляд, многие бывшие или нынешние жители оккупированной территории Донбасса, кстати – Крыма тоже, не вполне понимают, какие необратимые последствия для их регионов уже наступили и к чему все это приведет. Думаю, на эту тему следует порассуждать хотя бы для того, чтобы реально оценивать свои собственные перспективы и перспективы указанных регионов.

В общем, не секрет, что Донбасс – индустриальный регион, основой которого была металлургия и связанные с ней отрасли народного хозяйства – угольная промышленность, тяжелое машиностроение, энергетика и прочее. Но развал совка уже показал, что регион в полном составе ушел в зону риска. Для того, чтобы эффективно конкурировать на мировом рынке этой продукции, надо мощно инвестировать в новые технологии производства. Это нужно для того, чтобы получать продукцию гарантированного и предсказуемого качества, а кроме того, делать это с минимально возможными затратами. Если двигаться в этом направлении, надо иметь возможность инвестировать миллиарды долларов, чтобы выйти на уровень производств 21 века.

Но вот парадокс, чем более совершенным будет подобное производство, тем меньше на нем будет занято людей. Собственно говоря, способность радикально уменьшить количество людей, необходимых в технологическом процессе, является одним из основных факторов снижения себестоимости конечной продукции, а значит, и ее конкурентоспособности. Огромный коллектив как раз указывает на отсталость применяемых технологий.

Не секрет, что на Западе становится все больше заводов и фабрик или технологических цепочек, где присутствие человека нужно только в плане ремонта или наладки оборудования. Все остальное делается роботизированным комплексом. Это – неизбежный процесс, о котором предупреждал и предупреждает инженер, бизнесмен и футурист Илон Маск. Он говорит о том, что не сегодня – завтра все промышленные производства станут почти безлюдными. Машины сами будут работать в совершенно необычных условиях, когда на стадии проекта потребность человека в производственных помещениях не будут учитываться изначально. То есть не будут нужны бытовые помещения, разветвленная цепь санузлов, и в конце концов – не нужны освещение и климатические установки. Машинам это не надо по определению.

И вот индустрия Донбасса показывала, что она находится примерно в самом отсталом секторе своей производственной ниши, а судя по тому, что никаких грандиозных проектов по реконструкции или просто созданию новых производств там не было, ставка делалась исключительно на устаревшие технологии, которые в самое ближайшее время станут абсолютно не конкурентоспособными. Как следствие, практически все основные производства Донбасса требовали прямых или косвенных субсидий, чтобы их продукция имела хоть какие-то шансы на сбыт.

Можно с уверенностью говорить о том, что власти Донбасса, за все годы независимости, просто не хотели посмотреть на неизбежные вызовы ближайшей перспективы, а значит – проводить мероприятия, которые подготовят население региона и сам регион к меняющейся обстановке.

Вспомним, как пояснялись решения закупки дорогого донецкого угля, например. Это делалось для того, чтобы поддержать угольную отрасль. А зачем ее поддерживать, если она просто не может и не желает работать эффективно? То же самое с металлургией и прочим. Чтобы рабочие и шахтеры не оказались на улице, их продукция субсидировалась из бюджета.

Мало того, что деньги на эти субсидии вынимались из карманов других налогоплательщиков, это не позволяло развивать другие отрасли промышленности, которые способны выйти на высокий конкурентный уровень, но не могут, по причине отсутствия желания и возможности государства диверсифицировать свою экономику. Грубо говоря, деньги, отправленные на поддержку устаревших шахт, не пошли на их модернизацию, а просто на то, чтобы перекрыть разницу цены дорого угля. Это тактика отложенной проблемы. Тут мы не говорим о том, сколько еще было распилено на этих схемах, но в любом случае, логика развития событий указывала на то, что однажды субсидирование прекратится и регион окажется у разбитого корыта и сотни тысяч людей не будут знать, что делать, куда ехать и что есть. Такие вопросы непременно встали бы, поскольку население этого региона – слабое на подъем и не желает искать места, где есть работа. Они привыкли ждать, когда работа придет к ним сама. И что самое печальное – она приходила и они решили, что так оно все и будет.

(окончание следует)

22 Comments on "Донбасс. Эскиз прогноза (Часть 1)"

  1. Monomer | 07.08.2018 at 20:19 |

    Я, конечно, не буду утверждать, но мне кажется, что уйло выполнил за нас всю грязную работу по Донбассу. Он “позакрывал” все нерентабельные шахты и предприятия. Правда рентабельные вывез, но при возмещении убытков мы будем диктовать условия. Основная проблема после деоккупации будет обеспечение занятости населения. Думаю всё пойдёт в аграрный сектор. Выращивание и переработка. Имхо, канешно.

  2. Є думка, що Донбас має всі можливості стати потужним аграрним регіоном

  3. “власти Донбасса, за все годы независимости, просто не хотели посмотреть на неизбежные вызовы” А Автор уверен что эти ребята знают такие обороты как прогноз, стратегия, вызов? Так это что, на место этих совковых винокурень поставить современные предприятия? Это минус дотации, тарифы, ставки, возмущенные шахтеры, каски по асфальту, рекет власти! Нет нет достижения пролетариата порушить не дадим! Список возмущенных пролетариев доставим отдельно,

  4. Natalia Moder | 07.08.2018 at 20:32 |

    Донбасс может стать аграрным регионом, кроме того, в Славянске ещё в 80-х годах были открыты месторождения в триллионы кубов сланцевого газа!

    Так, что будущее у Донбасса определённо есть.

  5. Ігор | 07.08.2018 at 20:44 |

    Уточнення відносно газу: мова йде не про Слов’янськ, а про Лиман (сусідній район).

  6. Конрад | 07.08.2018 at 20:55 |

    Monomer:
    Август 7, 2018 в 20:19

    Вот вы абсолютно правы!)))) моль плешивая, сам того не понимая, выполнил за нас всю грязную работу – разрубил Гордеев узел и заканчивает вычищать Авдиевы конбшни. Геракл в натуре, мля))))
    и Украина экономически выстояла только потому, что кацы отрезали от нас самые дотационные регионы – более 70 млрд грн при курсе 8 в год

  7. Ну ёлки зелёные!
    Все всё знают. И что было, и что есть, и что будет.
    Ну прям сверхчеловеки!
    Знаю точно, что будущее Донеччины и Луганщины очень даже яркое, интересное и не скучное. Уверен, что в составе Украины.
    А людей, умеющих работать и платить налоги в собственной стране не уменьшилось даже в таких мерзких условиях.

  8. Олександр | 07.08.2018 at 21:09 |

    Про сільскогосподарську перспективу Донбасу.
    Певний потенціал є. Але таку кількість населення ця галузь, навіть і разом з переробкою, не помістить.
    Тим більше, високоровинене с/г виробництво!
    В кращому випадку, в цій галузі зможуть працевлаштуватися відсотків з 10 населення.
    Тим більше, що частина змель – у зоні Донецького Кряжу (південна Луганщина та центральна Донеччина), – непридатні для путящого с/г-ва через кам`янисті грунти.
    З іншого боку, навряд чи колись Донбас відновить довоенну кількість населення.

  9. Володимир | 07.08.2018 at 21:40 |

    Конечно есть польза а есть и вред.Согласен того Донбасса уже не будет он такой и не нужен если он убыточен.шахты в большинстве закрыть надо оставить только рентабельным.Сколько шло дотаций в регионы кто то написал 70 млрд.при курсе 8!!!!!уверен они по большему счёту шли в карманы Ахметова и подобным.ето около 9 млрд.долларов.это просто грабёж страны.Нужно развивать производство малый и средний бизнес.Выйдите на рынок или зайдите в магазин посмотрите на товары…90℅ импорт ширпотреб Китай и Европа.неужели у нас не смогли бы кто делать?Если взять составить список товаров и предложить кто наладит выпуск у нас на месте получит налоговые льготы и помощь государства на приобретение современных станков обучение персонала кто как раз и даст толчок мелкому и среднего бизнеса.Выпускать Сантехнику двери окна и тому подобные.Этим мы и займем население и уменьшим импорт И олигархи уменьшат влияние.Другой вопрос хотят ли этого власти????

  10. Alex_k | 07.08.2018 at 21:42 |

    Почему столько комментаторов пишут про аграрные перспективы Донбасса? Во-первых, там и природные условия для этого не лучшие, даже перегной из оккупантов и примкнувшим к ним тоже посредственного качества. А во-вторых, Украина – и так страна с аграрным перекосом, но с нехваткой современных высокотехнологичных производств. Вот это бы и развивать на освободившемся пространстве.

  11. Укр | 07.08.2018 at 22:43 |

    Будущее Донбасса – свалки и полигоны, солнечные батареи и ветряки. Ничего ценного там строить нельзя, восстанавливать-нет смысла, только разминирование потянет лет на 50.

  12. Многим проживающим на оккупированных землях вообще вопрос, обсуждаемый в данное время, неважен. В 90-е мы уже переживали разруху. Но выдержали и превратили свою землю в благоприятную для жизни среду. Согласен на все 100, что прежнего ещё вернуть, но никто и не зацикливается на прошлом. Побеждает тот, кто видит своё будущее и делает всё возможное и невозможное чтобы его приблизить. Украина без этих территорий, точно аграрная держава. А с Донеччиной и Луганщиной,- Держава, с колоссальными возможностями и прекрасным будущим в ряду передовых мировых лидеров. Всё что нужно людям в этих землях, это Мир. Всё остальное онисделают сами. Потому что помощь приносит пользу тогда, когда сам знаешь, что и как нужно делать.

  13. Volodymyr | 08.08.2018 at 06:57 |

    То Sergo:
    Август 8, 2018 в 05:50 Не вистачає тільки “мишебратьяадиннарод”, а так все нормально. Супер! І все оце Україні??? Дякую. Я тричи подумав би, перш ніж брати на себе таке ярмо.
    Дуже добре пам’ятаю тих “шахтарів” з донбасу, що почали економили на ІТР, у тому числі. А коли ті самі ІТР влаштували їм італійський страйк, то швиденько попросили їх повернутись до своєї роботи. Це просто про рівень їх розвитку. А тепер навідь боюсь уявити, хто прийде, приводити ту землю, вірніше ту територію, в умови пристойні для проживання?! Відразу в уяві якась моторила на чолі міста, селища. Жах.

    • Nik Neim | 08.08.2018 at 21:14 |

      З ваших коментарів складається таке враження, що, Інгульська шахта тримається суто на ІТР

  14. “… деньги на эти субсидии вынимались из карманов других налогоплательщиков, это не позволяло развивать другие отрасли промышленности, …”

    Прежде всего оборонную отрасль!

  15. Яркое будущее Донбасса?После всего,что произошло?Экономика разрушена в ноль.Вся Дыра держиться за счет налогов с малого и среднего бизнеса и подачек из Мацквы.Торгашня возит псевдожратву с разжыревшего за годы войны Ростова и накручивает цены ,а куромаршал соответственно накручивает налоги.Покупательская способность медленно падает.Зарплаты маленькие,цены не реальные.Люди жрут всякую дрянь,варят суп из куриных жоп и с завистью смотрят на полки с дорогими продуктами.Позволить покушать от пуза могут только военные,ихтамнеты и особы к ним приближенные,небольшая прослойка чиновников и местного псевдобомонда.Это не более 10 процентов населения.Остальная масса живет на зарплату 4-5 тысяч фублей.Спасают еще пенсионеры ,мотающиеся на Украину за пенсией.Хоть какой приток валюты.В основной массе люди не покупают одежду,не устраивают праздников,не отдыхают летом на морях,не балуют себя вкусняшками и тд и тп.Зажигает в кабаках и на морях только элита в камуфляжных штанах и с пропитыми рожами.Ну типа донецкий НАРОД!Вчера Волкер правильно сказал,что Россия в Донбассе такого натворила,что просто боиться предавать гласности содеянное.Спустя 4!года я до сих пор не могу понять как можно было так быстро уничтожить,мощный промышленный регион Украины!?В 2012 году был взлет Донецка,а с 2014 началось медленное падение в бездну.Какие там могут появиться новые высокие технологии,инновации,капиталовложения,развитие агропрома и тд.О чем вы?Там писец уже норку вырыл.Это был колосс на шатких глиняных ногах.Страшно,что Донбасс развалили не только кацапы.Косатая скотина из Днепра еще лет 10 до войны обещала оградить Донецк колючей проволокой.Ну че ,сука,добилась своего?Днепропетровская и киевская мафии победили донецкую в лице рыжего татарина и не без помощи питерского мелкого многоходовочника.Самое страшное,что вся верхушка айсберга и сейчас не страдает.Все у них хорошо в отличии от простых смертных.Вся Украина свято верит,что народ в Донбассе типа сам виноват,в России верят,что народ Донбасса типа сам борется с хунтой,и только один лишь народ Донбасса сидит в глубокой жопе и уже отчаялся из нее вылезти.Они просто оказались не в том месте и не в то время!Оказались между двух огней.Оказались пешками в чьей то грязной политической и экономической подковерной игре.

  16. андрей | 08.08.2018 at 10:03 |

    сколько оптимистов в комментариях… вы действительно уверены, что эти отрезанные ломти вернутся в Украину в обозримом будущем? там у людей совсем плохо с менталитетом. даже свободные от орков части донбасса до сих пор тяготеют к кацапстану и при ближайшем удобном случае примкнут к дыре…

  17. Volodymyr | 09.08.2018 at 01:50 |

    To Nik Neim:
    Август 8, 2018 в 21:14 Про шахту “Інгульська” я не говорив ні слова, я говорив про шахти лугандону. Але шахти не сильно і відрізняються між собою. Я працював маркшейдером на “Новій” в ЖВ, постійно роботяги і керівництво нас докоряли, що ми на шиї сидимо. Я пару раз пропонував своїм колегам влаштувати ітаійський страйк. Забоялись, бо це було ще при совкові. Трохи піздніше я експерементував – з великим зпіздненням задавав напрямок виробкам, прикидаючись шлангом- “А ви шо самі не могли це зробити?” Деякий час діє, потім забувається. Пропонував попрацювати дільницям без геологів та механіків.

  18. ЮрийС | 09.08.2018 at 09:54 |

    По хорошему с Донбассом надо было еще в 90-е решать…
    Перед войной еще, году в 2013 читал нашу статистику, точно не помню цифры, но Донецкая обл. дотировалась примерно на 40%, а Луганская около 60%.

  19. Юрій | 09.08.2018 at 12:56 |

    “Вспомним, как пояснялись решения закупки дорогого донецкого угля, например. Это делалось для того, чтобы поддержать угольную отрасль. А зачем ее поддерживать, если она просто не может и не желает работать эффективно? То же самое с металлургией и прочим”
    Все очень верно подмечено. Но в связи с этой цитатой, нельзя не упомянуть, что еще породил этот подход – это “Ланос” и “бляхи”. Или же “евробляхи” vs “Ланос”. Евробляхи много кто не любит, но очень многие “антибляхеры” (и я полагаю, подавляющее большинство из них имеют уже автомобиль) поначалу закидывали – вот, не надо нам разваливать наш автопром, страна думает о защите своего национального автопроизводителя, а это тысячи рабочих мест, и.т.д. А по факту – Тариел Васадзе не может и не желает работать конкурентно. О каком экспорте продукции АвтоЗаЗ может идти речь, если даже наш, неискушенный потребитель, воротит нос от нее? Имея не одно десятилетие государственное лоббирование, и достаточно неплохой рынок сбыта в 2000-х, в 2018м мы имеем тот же унылый Ланос, по тем же космическим ценам. И все это время мы платили ему деньги, в виде огромной растаможки (т.н. заградительные пошлины). А результат – такого протектората – плачевный. И это в то время, когда себестоимость этой “продукции” должна быть много ниже европесйких автомобилей, т.к зарплаты рабочих у нас наверное самые маленькие, в Китае – и то больше!!! У нас в стране нет ни нормального производства, мы уже пропустили 20 лет развития нормального автопрома, и у людей нет возможности покупать дорогие б/у автомобили (после растаможки). В то же время, “бляхи” дают толчок развитию новых рабочих мест, как посредством увеличения мобильности граждан, и соответсвенно расширением возможностей найти более удаленную, но лучшую работу, так и средством создания новых рабочих мест в сфере автообслуживания (новые мастерские, ага)

  20. Vadym Kyzmenko | 10.08.2018 at 05:06 |

    Маленькое замечание для тех, кто считает земли в Донбассе непригодными для земледелия.
    А вы, для интереса, посмотрите статистику, сколько Донецкая область давала зерновых до оккупации. Больше собирала только Днепропетровщина (всё жду, когда уже заменят названия областей).
    И это при том, что соотношение сельского и городского населения – один к девяти!
    А от себя добавлю: на моём садовом участке (10 км южнее Донецка) слой чернозёма – 80 (восемьдесят) сантиметров! И это не что-то элитное – до 1990-го там было обычное колхозное поле.
    Конечно, страшный урон земле нанесли подземные разработки – отвалами горных пород заняты (а фактически уничтожены) огромные территории. Но земля (там, где не добралась “рука человека”) замечательная.
    Когда-то проходила информация, что самый лучший в мире подсолнечник выращивается именно на юге Донецкой и Запорожской областей (кстати, Украина даёт более половины мирового производства подсолнечника).

Comments are closed.