Основное отличие или немного о дубах

Из серии «На ночь глядя»

Как-то довелось посмотреть документальный фильм британских кинематографистов о дубах. Люди душевно и красочно описали необыкновенную историю этих долгожителей, но сделали вполне логичный вывод о том, что старые дубы только выглядят несокрушимыми великанами, а на самом деле – очень уязвимы. Дело в том, что огромные размеры дерева поддерживает ствол, давно сгнивший изнутри. Практически все древние дубы не имеют сердцевины, а поддерживаются только оболочкой ствола.

Нечто подобное происходит и с людьми. Кажется, что возраст умножает знания и на какой-то стадии, обязан синтезироваться в мудрость. Такое происходит, но настолько редко, что уходит в разряд исключений. Большая часть людей становятся обузой даже для самих себя, не говоря уже о близких и родственниках. Что характерно, только часть этих людей имеют органические поражения головного мозга, обусловленные неизбежной деградацией мелких сосудов, питающих его. Большая часть просто пожилых людей теряет смысл и вкус жизни. А ведь если сам на себя махнул рукой и ушел в деградацию, то никто и ничто тебя оттуда не достанет. Хотя, казалось бы, люди отдали все, что должны были отдать и теперь, могут жить в свое удовольствие, просто смакуя саму жизнь. Тут дело даже не в материальном положении, а в каком-то внутреннем стержне.

То же самое наблюдается и в масштабах общества или государства. Как только оно утрачивает внутренний стержень, то уже держится на внешней оболочке условностей, традиций, истории, памяти или чего-то подобного. То есть, движутся вперед, развернувшись спиной, по ходу движения. Утрачен внутренний дух, кураж и что-то неуловимое, что дает волшебство, магию, позволяющую почувствовать дух и силу, а возможно увидеть то, что называют нацией. Оно или есть, или его нет.

Если уже нет, то уже ничем не помочь. Все должно когда-то родиться, взрослеть, расцветать, стареть и умирать, ибо всё смертно и все смертны. Но как было хорошо подмечено у Высоцкого: «но конец мой еще не конец, конец – это чье-то начало». Значит общество или государство себя исчерпало и должно умереть, а на его месте должно вырасти что-то новое или множество новых сущностей. Так произошло уже со всеми империями. Причем, только часть из них погибла в результате военного поражения как такового. Большая же часть империй погибла потому, что в момент испытаний, они обнаружили отсутствие той самой сердцевины, которая должна удерживать всю конструкцию. Точно так же и дубы, о которых мы писали выше, вроде бы стоят несокрушимо и твердо, пока все тихо и спокойно, но налетевший крепкий ветер все расставит по местам. И вот уже исполин с треском рушится.

Нечто подобное можно заметить и с государством. Если катаклизм, постигший ее обнаруживает внутренний стержень, который позволяет гнуться под ударами стихии, но не рушиться – все будет нормально, как бы жестоко ненастье не потрепало.

Наверное, этот стержень состоит из интереса и жажды жизни, из интереса ценить ее и радоваться ей. Как это не странно, общий поток этой живительной энергии может исходить исключительно из людей, составляющих нацию. Больше этому браться не откуда. А все это прямо зависит от степени свободы. Если люди ощущают себя свободными, будет здоровым общественный организм. А лучше всего заметно наличие или отсутствие всего этого в период общественных потрясений.

Мы показали себе и окружающему миру, что у нас есть эта искра, мы ценим свободу и готовы за нее на многое. Наверное, самым четким индикатором, показывающим здоровье нации, в такой ситуации, есть поведение людей, вышедших на протест. Если они собрались, постояли, покричали или даже прошлись, а потом – разошлись по домам спать, ибо завтра на работу, и так раз за разом, то тут все ясно, сердцевина сгнила. Если же люди остались на ночь, а утром стали собираться все новые и новые, как у нас или в Румынии, то это – совсем другое дело.

Вот сегодня в России прошли протесты, посвященные годовщине убийства Бориса Немцова. Мы были уверены, что все эти мероприятия закончатся тем, чем они обычно и заканчиваются в России – ничем. Так оно и случилось. А ведь это – приговор. Там уже все выгнило полностью и обречено на гибель. Так что у нас с россиянами нет ничего общего. Мы молоды, дерсзки, отчаянны и свободны. Они – стары, трусливы и порабощены. Мы, как нация, будем жить и взрослеть, а они обречены на гибель, как рабское население умирающей империи.

6 Comments on "Основное отличие или немного о дубах"

  1. Прохожий | 27.02.2017 at 01:38 |

    “Мы, как нация, будем жить и взрослеть, а они обречены на гибель, как рабское население умирающей империи.” Хотелось бы поскорее…

  2. countdown | 27.02.2017 at 09:33 |

    “Еще плодоносить способно чрево, которое вынашивало гада” Б.Брехт

  3. Tuttinnenn | 27.02.2017 at 14:24 |

    Большая же часть империй погибла потому, что в момент испытаний, они обнаружили отсутствие той самой сердцевины, которая должна удерживать всю конструкцию. Точно так же и дубы, о которых мы писали выше, вроде бы стоят несокрушимо и твердо, пока все тихо и спокойно, но налетевший крепкий ветер все расставит по местам. И вот уже исполин с треском рушится.

  4. flocken | 27.02.2017 at 15:38 |

    красивая аналогия..

  5. отец Тук | 27.02.2017 at 21:32 |
  6. Наталия | 27.02.2017 at 21:56 |

    anti-colorados: Красивая статья с интересными, философскими аналогиями. Похожа чем-то на грустные, японские стихи хокку. И хотя каждый стих хокку представляет собой всего три строчки, но сколько в них грусти, надежды и чего-то непередаваемого…А вообще, почти все эти стихи – это констатация факта того, что происходит “здесь и сейчас”. Почитайте, если хотите. Амигос, это для вас. Это красиво и мистично. Хотя, на мой взгляд, очень тяжело сделать дословный перевод., поэтому, стихи, наверняка много при этом теряют. Мне кажется, что их “музыку” нельзя передать дословно.

    \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

    Японские трёхстишия (хокку):

    Опала листва.
    Весь мир одноцветен.
    Лишь ветер гудит.

    Посадили деревья в саду.
    Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
    Шепчет осенний дождь.

    Все засыпал снег.
    Одинокая старуха
    В хижине лесной.

    (посадка риса)
    Не успела отнять руки,
    Как уже ветерок весенний
    Поселился в зеленом ростке.

    Все волнения, всю печаль
    Твоего смятенного сердца
    Гибкой иве отдай.

    Плотно закрыла рот
    Раковина морская.
    Невыносимый зной!

    Кукушка вдаль летит,
    А голос долго стелется
    За нею по воде.

    Под раскрытым зонтом
    Пробираюсь сквозь ветви.
    Ивы в первом пуху.

    С неба своих вершин
    Одни лишь речные ивы
    Еще проливают дождь.

    и т.д.

    \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

    Японская поэзия (танка)

    Я сравнивала так часто
    С благоуханием твоих одежд
    Запах сливовой ветки,
    Что научилась предсказывать
    Время ее цветенья.

    Я соберу и спрячу жемчуг белый,
    Я соберу и спрячу жемчуг белый,
    Что рассыпает шумный водопад:
    В минуты грусти
    В этом бренном мире
    Заменит он потоки светлых слез!..

    Я слов любви
    Не говорил.
    Лишь в сердце глубоко
    Течет, не иссякая,
    Река любви.

    Я розу дивную
    Увидел нынче утром.
    Подумал с грустью:
    Как, наверное, она
    Недолговечна!

    Я развязал свой шнур в надежде,
    Что хоть во сне
    Увидимся с тобой,
    Но видно, ты о встрече не мечтаешь,
    Поэтому и в снах не снишься мне.

    Я полон грусти, расстаюсь с тобой,
    Слезинки светлые дрожат на рукаве,
    Как яшма белая…
    Я их возьму с собой,
    Пусть это будет память о тебе…

    Я не могу найти цветов расцветшей сливы,
    Что другу показать хотела я:
    Здесь выпал снег –
    И я узнать не в силах,
    Где сливы тут, где снега белизна?

    Я жалею людей.
    Я презираю людей.
    Я отчаялся думать
    О печалях этого мира
    И в свою печаль погрузился.

    и т.д.

    \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

    Извините, что много, но это на любителя. А стихи хороши. Такие короткие и такие объёмные по содержанию. Прямо, целые картины проносятся перед глазами.

Comments are closed.