Буферные зоны. Турция.

Уходящая неделя принесла информацию о том, что вооруженные силы Турции начали возведение второй военной базы на территории северной Сирии. Собственно говоря, тут нет ничего удивительно, ибо кому как не туркам знать, что религиозный конфликт, переросший в войну, быстро разрешить не удастся, тем более, что самая малочисленная, но и самая агрессивная сторона конфликта – алавиты, активно поддерживаются Москвой и Тегераном.

Такое положение вещей указывает на продолжение войны даже при условии ликвидации Башара Асада, что может произойти в любой момент. В этом случае, руководство Турции решило иметь буферную зону, где будет постоянно находиться ее армия и поддерживать жесткий фильтрационный режим, отсекающий поток вооружений и террористов вглубь Турции.

При всех реверансах в сторону Москвы, Анкара жестко отрабатывает собственные интересы тяжелыми средствами – путем оккупации части сирийской территории, а уступки Москве имеют тактический, легкий характер. Они не тянут за собой долгосрочных или необратимых последствий.

Например, турки могут легко отказаться от закупки российского газа, без ущерба собственной экономике и перекрыть все трубы, которые с такой помпой проложены или могут быть проложены в Турцию. Как показывает приложение Флайтрадар, в последние дни замечены пролеты российской военно-транспортной авиации над территорией Турции по кратчайшему маршруту. Ранее это приходилось делать через Каспийское море, небо Ирана и через всю Сирию с востока на запад.

Тем не менее, и это может быть прекращено в любой момент, просто по телефонному звонку руководства страны. То есть, Турция играет в одной весовой категории с Россией, поскольку может дать или отнять у россиян транзит их авиации, а главное – флота в Сирию. Нынешние послабления говорят о том, что Анкара вынудила Москву делать то, что ей выгодно, а ей выгодно занять территории Сирии, где активно и безнаказанно оперировали силы курдов, стремящихся к созданию собственного государства, в частности – на части территории Турции.

Так что Анкара получила одобрения участников конфликта на вход в Сирию и теперь там закрепляется. Кстати, нынешнее охлаждение отношений Турции и США, а также – сдувшаяся наземная операция сил исламской коалиции в Сирии, произошли именно по этой причине. Штаты и коалиция ставили целью уничтожение ИГИЛ по всей территории Сирии, с отсечением западной части, находящейся, под временном контролем Асада.

Предполагалось, что побочной целью такого мероприятие станет ужесточение позиции Турции по военной логистике российского контингента в Латакии, а также – полное отсечение логистики иранских подразделений, воюющих на стороне Асада. Тут надо понимать, что восток Сирии мог довольно быстро и легко очистится от ИГИЛ, ибо предполагалось одновременное нанесение ударов с трех сторон: Турции, Иордании и Ирака. Ясно, что в этом случае коммуникации Ирана и России, с восточных границ Сирии, были бы полностью прекращены, ибо там воздух мгновенно закрыли бы средства ПВО США и исламской коалиции.

Но наземная операция не состоялась именно из-за позиции Турции. Она была категорически против использования сил курдской армии, как части коалиции, а Штаты делали на курдов серьезную ставку. Мало того, Турция настаивала на выделение ей буферной приграничной зоны для длительной оккупации, пока окончательно не решится вопрос с курдами. Эта позиция и развалила коалицию и напрягла отношения с Штатами. Между прочим, она же и стала причиной неудавшегося переворота в Анкаре.

Так или иначе, Анкара получила то, что хотела и ситуация с Алеппо – яркое тому доказательство. Турция сдала Алеппо за буферную зону и теперь активно ее обустраивает. По большому счету, Анкара поступила очень прагматично, по отношению к обеспечению собственной безопасности. Если бы коалиция, в заявленном формате, добилась поставленных целей, то каждый ее участник мог бы претендовать на свою часть профита. Например, страны Залива получили бы право строить трубопроводы до Турции. Это было бы выгодно всем, кроме России, но что-то потребовали бы и курды, и Анкара получила бы на юге и востоке своих границ курдское государство, как состоявшийся факт. Им виднее, на сколько это усилило бы сепаратизм внутри Турции, поэтому – было принято другое решение.

То есть, на первый взгляд это выглядит достаточно смело и твердо, ибо Турция не прогнулась ни под исламскую коалицию, ни под Штаты. Но такие крупные проблемы редко имеют быстрое решение. Каковы будут отдаленные последствия – увидим. Вполне возможно, что буферная зона окажется чемоданом без ручки, а те, кого они прокатили в большой коалиции могут изменить, и уже меняют отношение к Турции, как к будущему крупнейшему энергетическому хабу современности, и пойдут другим путем. Ближайшие несколько лет покажут, насколько оправданным была нынешняя игра Эрдогана.

2 Comments on "Буферные зоны. Турция."

  1. Подолянин | 22.01.2017 at 22:50 |

    Наверное Эрдогана беспокоят такие же фантомные боли о великой османской империи как у путина о РИ/СССР. Про персов тоже самое можно сказать. Сцепились в Сирии три бывших врага и хотят поделить уже дохлого верблюда. Туркам как раз по логике нужно было держаться того, что проталкивали американцы – нормальный бизнесс на нефтегазе от которого все имели свой профит. Турки получали деньги за транзит и в кончном итоге нефтегаз получался бы им дешевле нежели просто одна труба из раши. Хотя и надеятся в кремле толкнуть ещё пару труб чтобы протолкнуть свой газ снова в европу. Но Ирану с арабами незачем этот конкурент и они и сами заинтересованы гнать свой нефтегаз в европу и далее по миру. Посему рашу будут подставлять и гнобить, а если турки поведутся на то чтобы они гнали газ раши и газпрометей отбирал их кусок халвы им это врядли понравится. А посему никто не даст никому усилится за счет других. Влезла раша в это осиное гнездо там ее и похоронят.

  2. Alex Z | 23.01.2017 at 05:08 |

    Казалось бы, Турция могла бы согласиться на коалицию с последующим образованием курдского государства на севере Сирии. Это бы “спустило пар” в самой Турци и решило бы проблему Курдистана за счёт Сирии, а не Турции. Что турка было бы выгодно. Так что в этом плане как раз нынешняя позиция Турции не совсем понятна.

Comments are closed.