Большая волна (Часть 2)

image-763

А тем временем Штаты продемонстрировали процесс, параллельный росту цен на нефть. Именно с момента начала их бурного роста в гору пошла сланцевая революция. Россияне, а особенно – представители российских энергетических монополистов Газпрома и Роснефти, а также – прикормленные ими эксперты, грозно вещали об отсутствии перспектив у данной технологии, а главное – о конечности запасов нефти и газа. Этим они обосновывали неизбежность роста цен на остатки этих ресурсов.

Но в Штатах это бред не читали и продолжали совершенствовать технологии добычи и, в конце концов, вышли на такой уровень, что полностью перекрыли собственные потребности как в нефти, так и в газе. Вообще-то, сей факт обязан был насторожить ребят из российских монополий хотя бы тем, что для внешних добытчиков углеводородов закрылся крупнейший в мире рынок. Штаты просто перестали импортировать это добро. Но на самом деле, следовало обратить внимание не так на сам этот факт, как на скорость, с которой американцы это сделали. Она говорила о том, что динамика может быть продолжена и США могут резко выйти на внешние рынки с предложением продажи. И тут оказалось, что в Штатах уже лет 40, со времен великого нефтяного эмбарго, которое объявили арабские страны, действовал запрет на экспорт добытых в США углеводородов. Это искусственно ограничивало дальнейшее наращивание добычи, а значит – снижало актуальность разведки новых месторождений. В конце концов, после массированного давления на правительство, Обама таки дал добро на экспорт, но с некоторыми оговорками. Правда, произошло это уже под конец его каденции, а потому – важно было отношение преемника к вопросу экспорта. Известно, что нефтедобывающие компании поставили на Трампа и он четко заявил об отказе от запрета на экспорт в принципе.

И вот сразу за победой Трампа из Штатов поступило сообщение об открытии гигантского месторождения сланца, в границах нескольких штатов от Оклахомы до Техаса. Что характерно, открытые залежи находятся совсем рядом с уже имеющейся трубопроводной инфраструктурой, а потому – не требуют больших затрат на прокладку новых магистралей. Это не на Ямал или Штокман трубу тянуть! Просто бурят, рвут пласт и вливают добычу в работающую магистраль. Это при том, что сланцевая технология подешевела впятеро за несколько лет и уже вплотную приблизилась к уровню классических методов добычи.

Но самое интересное пока за кадром. Как следует из сообщений американских источников, прямо сейчас в работе несколько подобных же по размеру месторождений. Похоже на то, что приблизительные наработки были и раньше, но с конкретизацией перспектив по экспорту работы по разведке пошли ударными темпами. Короче говоря, в ближайшее время следует ожидать известий о новых крупных месторождениях.

Учитывая то, как американцы умеют жестко работать на конкурентных рынках, Россия получила такую проблему,  которую она просто не могла представить, а последствия этого тектонического сдвига еще слабо укладываются в головах даже верхушки российской власти. Похоже на то, что Путин усиленно играл на повышение ставки и теперь – нарвался на перебор. У него карты намного хуже, чем у соперника и это уже фатально. Если Россия ищет газ за полярным Кругом, то в Штатах все добро в теплом Техасе или умеренной Оклахоме. Там просто не нужен трудовой подвиг при температуре -60.

То есть, Штатам легко и быстро наращивать объемы добычи можно в довольно комфортных условиях, а России надо лезть в глухомань и жесткие природные условия. То есть, уже сейчас видно, что у Путина на руках – проигрышный расклад. Штаты нацелены на Европу, Японию и другие жирные рынки. Судя по тому, что Путин набычился и показывает себя бесполезным переговорщиком, россиян просто выкинут из самых рыбных мест и произойдет это в течение ближайших 3-4 лет. У России просто не останется рынков, где им будут давать пристойную цену и платить вовремя. А с учетом того, что трубы ведут в сторону рынков, с большой долей вероятности – потерянных завтра, и  танкерный  флот для поставок в другие места отсутствует, последствия этого землетрясения будут эпичными.

Большая волна (Часть 3)