Информационный фронт (Часть 1 “Дроны”)

Х-47 В

Х-47 В

Информационная война уже давно вышла из тени и стала элементом нашей повседневной жизни. Иногда информационное давление создает весьма ощутимые эффекты, на которые рассчитывал инициатор, а иногда – эффект оказывается прямо противоположным и тогда становится виден внутренний механизм этого оружия.

Не далее как на уходящей неделе российские СМИ выдали восторженное мнение Обамы о Путине, переведя его слова “he’s not completely stupid” как “Путин очень умный” или что-то в таком духе. К их сожалению, многие могут переводить английский текст самостоятельно и понять истинный смысл выражения. Кстати, такой же номер был проделан ранее и с речью кандидата в президенты США Дональда Трампа. Но у нас имеются свои примеры и грядущая неделя принесет нам несколько сюрпризов именно в украинском сегменте СМИ. Но это будет чуть позже, а сегодня мы приведем два примера, как работает информационное давление россиян в ключе “ну, тупые!”

Х-47 – беспилотный штурмовик?

Тупые, конечно американцы. В первую очередь, это касается палубного беспилотника Х-47, который изначально планировался как ударный. По ряду причин, именно эта функция сейчас вынесена немного за скобки и в военном бюджете 2017 года речь уже идет о беспилотном заправщике. Первая волна комментариев и сообщений прессы была о том, что программа Х-47 – полностью провалена и теперь она годится только как бензоколонка. Вторая волна пошла на минувшей неделе, когда стало известно о том, что ВМФ закладывает возможность установки внешних пилонов на Х-47, для подвески вооружений. Очевидно, что оружие на внешней подвеске полностью выводит аппарат из категории “Стэлс”. Короче говоря, американцы преподносятся как дважды тупые. На самом деле, все обстоит несколько иначе.

В своих предыдущих статьях мы описывали коренную проблему, с которой столкнулась американская оборонка. Речь идет о степени автономности необитаемых комплексов вооружений. В первую очередь, это касается воздушных платформ. Грубо говоря, сейчас уже востребована расширенная степень свободы для ударного дрона, который должен не только находить цель и наводиться на нее, но и принимать решение об атаке. Здесь нет никакой мистики, ибо технология вполне отработана и готова к применению. Известно, что бортовой компьютер истребителей F-22 и F-35 уже полностью и самостоятельно взял на себя функции обнаружения, сопровождения и наведения оружия на цель. Мало того, благодаря заложенным алгоритмам, он выстраивает очередность поражения целей. То есть, машина уже понимает актуальность целей. Пилоту остается согласиться и жать “пуск” или изменить очередность поражения целей.

Статистики этого этапа мы не имеем, но было бы интересно узнать процент случаев, когда пилота не устраивала предложенная машиной очередность. Наверняка этот процент исчезающе мал, но пока еще не 100%, а значит машине еще не вполне можно доверить автономную охоту. Теперь смотрим, к чему это приводит. Самолет в режиме “Стэлс” ведет минимальный обмен данными с базой и другими дружественными аэропланами. Только короткие пакеты о целях. В идеале предполагается следующая структура. Командная машина  F-22 ведет группу машин типа F-35 или других – 4-го поколения. Сам Хищник отрабатывает исключительно плотно прикрытые ПВО цели, например – сами комплексы ПВО, а далее – распределяет воздушные и наземные цели среди ведомых самолетов. Но  F-35 уже имеет возможность плотного взаимодействия с дронами. В итоге, к нескольким десяткам целей, который захватывает собственный радар, летчик получает целеуказания с ведомых дронов, что дает еще большее количество целей, а бортовой компьютер начинает их ранжировать, согласно алгоритму. Если все это собирается от дронов и  F-35 к ведущему F-22, то это уже далеко превосходит возможности одного человека, для эффективного управления боевой обстановкой. Ясно, что все будут делать компьютеры, включая и решение на открытие огня. В таком случае становится вопрос о том, что ведущие дронов самолеты, должны задавать общее направление атаки, а дроны должны самостоятельно делать все остальное. Именно в это пока все и уперлось как в воздухе, так и на море и суше. Это именно тот момент, на котором построен сюжет фильма “Терминатор”.

Флот уже получил первые эскадрильи  F-35 и в принципе – готов к войне нового поколения. Кстати, дроны уже тоже готовы. Они получили Стэлс технологии, уже отработаны программы взлетов и посадок на авианосцы, а так же – дозаправок в воздухе. Они уже готовы для принятия на вооружение. Другое дело, что сами военные пока не готовы их принять как ударную машину. Поэтому они и берут дроны как заправщики, а пилоны им нужны для отработки того ключевого вопроса, о котором мы вели речь выше. Как только будет утверждена концепция границ автономности для дрона, они мгновенно превратятся в ударные машины. К тому времени, они уже будут присутствовать на палубах авианосцев в качестве заправщиков.

Заметим, россияне с трудом садят на палубу Кузи самолеты, а взлетают почти порожняком. Штаты это ввели в русло рутины еще более 70 лет назад. Скоро уже будет век, как они буднично летают с авианосцев. С дронами у россиян все складывается примерно так, как у Штатов лет 30 назад, а к проблемам, с которыми столкнулись американцы, россияне даже близко не подошли и уже вряд ли когда-либо подойдут. Тем не менее, российская пресса выдает этот факт как тупость американцев. Для чего это делается, рационально объяснить нельзя. Наверняка это все для своего стада, как и самолеты 4++++++ поколения. Что характерно, РФ – единственная страна, которой понадобились плюсы для определения поколения своих аэропланов. Больше этот цирк никто не запускает.

Информационный фронт (Часть 2 «Ракеты»)