Закат русских авианосцев. Часть 1

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Неожиданный отзыв нашего читателя с просьбой продолжить цикл статей о перспективах производства и продажи авианосцев, производства РФ, заставил нас обратить внимание на то, что действительно уже опубликован ряд статей на эту тему.

“Мистрали” – фсё!

Индия говорит «прощай» русским Авианосцам.

ТАРК «Адмирал Кузнецов» или «Кузя»

Они не задумывались как нечто многосерийное, на так получилось по факту. Для того, чтобы свести все публикацию в тематический цикл, мы решили опубликовать обобщающую и в чем-то итоговую статью, которую и предлагаем вашему вниманию.

Собственно говоря, своей школы строительства авианосцев у СССР не было. Эту тему стали разрабатывать тогда, когда американцы достигли расцвета и совершенства, англичане и французы дерзали в среднем классе авианосцев, а кое-кто даже успел сойти с дистанции. Императорский флот Японии имел действующий флот авианосцев, а Германия просто не успела спустить на воду корабли собственного производства.

И вот Союз тоже решил построить флот авианесущих кораблей. Правда, поначалу получалось что-то настолько унылое, что над этим смеялись все военные моряки мира. В самом деле, советские вертолетоносцы были настолько убогими, что для этого металлолома даже трудно было изобрести нишу применения. В нормальных странах, вертолетоносец это – плавучая база морской пехоты, со всеми вытекающими последствиями. Союз слепил смесь бульдога с носорогом для того, что бы было. Но и авианосцы тоже проектировались и даже некоторые были спущены на воду.

Отличительной особенностью этих кораблей было то, что в фундамент конструкции была заложена основная концепция «развитого социализма» – неопределенность выбора между умными и красивыми.

Проблема была в следующем. Американский авианосец был бескомпромиссным плавучим аэродромом и центром управления боевыми операциями. Собственных вооружений на нем почти нет. Все отдано на нужды палубной авиации. Безопасность же обеспечивал эскорт в составе ракетных эсминцев, крейсеров и подводных лодок. Наличие самолетов дальней радиолокационной разведки и наблюдения, обеспечивало обширную зону безопасности вокруг всего ордера. Предполагаемый противник обнаруживался на больших дистанциях и поражался либо силами палубной авиации, либо ракетами кораблей сопровождения. Это позволяло создавать авианосцы удобными для авиаторов и не перегружало излишними комплексами вооружения, управления огнем и соответствующей логистики.

В Союзе такая концепция не прижилась. Обеспечиавть взаимодействие отряда кораблей – достаточно трудная задача, а управление огнем всей группировки при обеспечении прикрытия авианосца, было совершенно недостижимой задачей. Цена русского раздолбайства – потеря беззащитного авианосца. Именно поэтому, русский авианосец напичкивался противокорабельными ракетными комплексами, средствами ПВО и прочим вооружением. Предполагалось, что такой корабль сам должен был обеспечивать свою безопасность.

Однако, авианосец среднего класса и так имеет ограниченные возможности по составу авиационной группировки, а излишнее бортовое вооружение отнимало место и тоннаж самого судна. В результате оказалось, что самолетов авианосец принимал катастрофически мало. Кроме того, самих палубных моделей самолетов не было вовсе. Для этих целей переделывались имеющиеся на вооружении ВВС машины. Это – плохая практика, отвергнутая американцами десятилетия назад. Палубная авиация должна проектироваться с нуля. В итоге, авиакрыло было оснащено многоцелевыми самолетами одного типа. Никаких самолетов ДРЛО или транспортников никто даже не проектировал, а это существенно ограничило функциональность всей авианосной группы.

Кроме того, в Союзе, а потом и в РФ так и не смогли внедрить производство палубных стартовых установок – катапульт. А если бы и срисовали у американцев, их просто некуда было разместить, для них места нет. Как следствие – трамплинный тип взлета. А это значит – низкий темп подъема авиакрыла и использование для взлета почти всей длинны палубы. Это еще больше снижает «скорострельность» авианосца и уменьшает количество самолетов, которые могут одновременно находиться на палубе.

В этом плане, русский авианосец является мертворожденным гибридом, наподобие двуглавого орла. Посмотреть на это интересно, но толку почти никакого нет. Это и не авианосец, и не ракетный крейсер.

Продолжение